В недрах Европейского центрального банка (ЕЦБ) разрабатывается план по стабилизации финансовой отрасли Европы. Его суть заключается в запуске обновленной программы выкупа государственных облигаций. Об этом несколько осведомленных источников в ЕЦБ сообщили газете The Financial Times.

Сотрудники трех комитетов ЕЦБ, в которых работают представители Центробанков всех 17 стран еврозоны, провели большую часть августа в обсуждении деталей нового плана. На прошлой неделе они представили итоги своих дискуссий на рассмотрение исполнительного совета ЕЦБ. В документе отражен широкий спектр мнений о том, как должна работать программа.

Проект новой программы, утвержденный исполнительным советом, будет представлен в ближайшие выходные дни или в начале следующей недели руководителям национальных центробанков, являющимся членами управляющего совета ЕЦБ. Они ознакомятся с документом перед заседанием управляющего совета, которое состоится 6 сентября. Наиболее вероятно, что почти все центральные банки еврозоны придут к консенсусу не позднее 6 сентября, знают собеседники издания. При этом обсуждение документа проходит не совсем гладко.

В ходе дискуссий возникли три сферы разногласий. Самым спорным стал вопрос о том, как ЕЦБ может обеспечить соблюдение условий странами ЕС, чьи облигации выкупит регулятор. Глава ЕЦБ Марио Драги неоднократно заявлял, что дальнейшая скупка Центробанком облигаций зависит от того, возьмут ли на себя правительства обязательства по сокращению дефицитов бюджетов и проведению структурных реформ. Некоторые члены управляющего совета опасаются, что ЕЦБ будет вынужден продолжать покупать облигации даже если конкретная страна не выполнила поставленные задачи. Руководитель Национального банка Бельгии Люк Кон в августе выразил озабоченность в том, что правительства могут отказаться от обязательств, как только ЕЦБ начнет покупать облигации.

Среди глав центробанков разошлись взгляды и на вопрос: должен ли ЕЦБ в рамках разрабатываемой программы установить предельно допустимую величину разницы в ставках по облигациям Германии (ставки по ее долговым бумагам считаются эталоном) и других стран. Наконец, третья область разногласий появилась вокруг вопроса: как ЕЦБ будет определять, насколько ставки по гособлигациям отражают «риск неконвертируемости», связанный с возможным распадом зоны евро.