Ни один российский банк не может похвастаться идеальным финансовым состоянием, свидетельствуют данные презентации замдиректора департамента финансовой стабильности Центробанка Сергея Моисеева, пишут «Ведомости». Проблемы есть даже у Сбербанка, контрольный пакет акций которого принадлежит регулятору. Как пояснил источник издания, близкий к ЦБ, Сбербанк не соответствует идеалу из-за регулярно налагаемых на него штрафов: по его словам, методика ЦБ учитывает как финансовые показатели банка, так и качество корпоративного управления.

При классификации банков ЦБ учитывает капитал, активы, доходность и ликвидность, прозрачность собственности и качество управления. На минувшей неделе Центробанк предложил банкам рассмотреть вопрос о введении еще одного критерия — «риска материальной мотивации», то есть учитывать подход банка к порядку расчета и выплаты вознаграждений высшему руководству. По словам зампреда ЦБ Михаила Сухова, это делается для того, чтобы «результаты материального благополучия руководителя и членов правления, в первую очередь, зависели от финансовых результатов банка». Сейчас регулятор работает над поправками в законодательство, которые позволят ему определять стандарты системы оплаты труда.

ЦБ исследовал финансовое состояние 906 банков. По состоянию на 1 июля большинство — 794 банка, или 87,6% — оказались во второй группе. Как пояснил изданию бывший руководитель надзорного блока ЦБ Геннадий Меликьян, у этих банков «прекрасное экономическое состояние». По его словам, он не может привести в пример ни один банк, у которого было бы идеальное финансовое состояние и который входил бы в первую группу. Такая ситуация, отмечает финансист, характерна как в России, так и за рубежом, где найти финансовые институты с идеальными характеристиками тоже трудно.

В третью группу ЦБ отнес 93 банка. У таких банков, по оценкам регулятора, сомнительные финансовые показатели либо непрозрачная структура собственности, либо они не соблюдают норматив достаточности капитала Н1 более четырех месяцев, либо в них действуют ограничения или запреты на выполнение каких-либо банковских операций. В четвертую группу попали девять банков, в пятую (предбанкротную) — семь.

От того, к какой категории относится банк, зависит, может ли он рефинансироваться в Центробанке, участвовать в торгах по размещению бюджетных средств и прочее. Такая возможность есть только у банков первой и второй категории.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян задается вопросом — зачем формировать первую группу «идеальных» банков, если ни одного такого нет. «Зачем формировать оценку, под которую только идеальный может попасть. Надо как-то более приземлено эти критерии формировать», — высказал он свое отношение в разговоре с Business FM. Гарегин Тосунян также считает хорошим фактором то, что большинство финансово-кредитных учреждений попали в группу «нормальных».