Челябинский омбудсмен выдвинул свою версию произошедшего в Копейске. По мнению Алексея Севастьянова, проблемы накопились и вылились в акцию неповиновения потому, что в ИТК-6 процветала коррупция. А размеры взяток были несоразмерно большие. По его информации, за свидание просили от 3 до 15 тысяч рублей, а то и больше.

Подобная практика не только существует, но и стала всеобъемлющей. Она минирует всю систему исполнения наказаний. Говорит управляющий партнер адвокатской компании «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда: «Ситуация в Челябинской области — это не нонсенс. Подобным образом обстоят дела в разных колониях. Начальника колонии можно сравнить с феодалом или бизнесменом, который владеет небольшим заводом, с той разницей, что, во-первых, колония финансируется из казны. Во-вторых, заключенные что-нибудь да производят (форму шьют для армии, полиции), и это серьезная статья доходов. В третьих, возможно, коррупционная составляющая: родственники приезжают из разных регионов, пытаются получить свидание, посылку передать — не всегда получается бесплатно. Это приняло катастрофические масштабы, но может быть еще катастрофичнее. Пенитенциарная система должна исправлять, а не провоцировать преступные рецидивы».

Согласно информации главного российского омбудсмена Владимира Лукина, заключенные копейской колонии прекратили акцию протеста. Однако у стен колонии продолжают дежурить родственники осужденных.

Некоторые общественные организации заявили о создании общественных комиссий по расследованию событий 24-25 ноября. У московского здания ФСИН в понедельник прошли одиночные пикеты.