В Грузии сегодня по амнистии вышли на свободу 190 человек, признанных в ноябре-декабре 2012 года политзаключенными. Среди освобожденных политзаключенных несколько граждан Грузии и россиянин Юрий Скрыльников, которые в июле 2011 года были осуждены по
обвинению «в сотрудничестве с иностранной разведслужбой и деятельности
против грузинского государства».

Освобождены несколько грузинских офицеров, осужденных в 2009 году по обвинению в попытке свержения государственной власти, а также участники акций оппозиции 7 ноября 2007 и 26 мая 2011 года.

Они заявили о намерении через суд добиваться полной реабилитации и привлечения к ответственности тех, кто сфабриковал в предыдущие годы уголовные дела против них.

Всего по амнистии будет освобождено около 3 000 человек. 180 из них грузинский парламент признал политзаключенными. Восемь человек, обвиненных в шпионаже в пользу России, были задержаны в 2010-м, суд приговорил их к длительным срокам.

В Тбилиси спикер парламента в присутствии журналистов вчера подписал закон «Об амнистии». Ранее президент Грузии Михаил Саакашвили наложил вето на этот закон, но парламент сумел его преодолеть.

Амнистия стала инструментом политической борьбы внутри Грузии.

Говорит грузинский политолог Гела Васадзе: «Я знаю, как минимум, одного гражданина России, но по-моему у него двойное гражданство. Вообще, когда идет речь про российских шпионов, речь идет о тех людях, которые были арестованы в ходе операции, потом был суд, а потом им присудили соответствующие по приговору сроки заключения».

Есть и другие осужденные, которые попали за решетку за причастность к сентябрьскому скандалу, когда в Интернете была выложена видеозапись пыток заключенных в Глданьской тюрьме. Кадры всколыхнули грузинское общество и, как считается, массовые уличные протесты привели к победе на парламентских выборах коалицию «Грузинская мечта» во главе с нынешним премьером Иванишвили.

Тогда сторонники президента утверждали, что видеозапись была сделана по заказу теперь уже бывшей оппозиции, и к этому, якобы, причастны российские спецслужбы.

Никаких «русских агентов» в Грузии не было, и нет, утверждает завотделом Кавказа Института стран СНГ, экс-посол России в Тбилиси Феликс Станевский: «Это бред чистой воды. Сейчас известны факты, из которых следует, что вся эта история с российскими шпионами — выдумка, театральная постановка, на которые так горазда политическая элита Грузии во времена Саакашвили».

Тем временем, Саакашвили обвинил своего политического оппонента, премьер-министра страны Иванишвили, в попытке смены внешнеполитического курса. Как заявил президент, амнистия направлена на усиление российского влияния в стране.

Грузинские националисты во главе с Саакашвили используют амнистию для того, чтобы «подогреть» антироссийские настроения в стране, поясняет грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе: «Саакашвили хочет представить ситуацию так, что грузинские власти — это пророссийские власти. Следовательно, те, кого они преследуют, являются прозападными. Этот сценарий хочет разыграть Саакашвили, поэтому освобождение шпионов оценивается как ориентация на Россию. А обвинения в свое время были сфабрикованы».

При этом все опрошенные Business FM эксперты уверены, что сама по себе амнистия большого влияния на отношения Москвы и Тбилиси не окажет.