Басманный суд Москвы в субботу, 9 февраля, поместил под домашний арест координатора движения «Левый фронт» Сергея Удальцова, обвиняемого по делу о подготовке массовых беспорядков в российских регионах. Таким образом, было удовлетворено ходатайство Следственного комитета России об изменении оппозиционеру меры пресечения.

Находившийся под подпиской о невыезде обвиняемый просил оставить ее без изменения, а если суд все же согласится с просьбой следствия, то посодействовать ему в предоставлении 13-комнатной квартиры «с поваром и домработницей».

Перед началом процесса были предприняты повышенные меры безопасности. Прилегающие к суду улицы патрулировали усиленные наряды полиции. Внутри здания суда через каждые несколько метров стояли судебные приставы. Несмотря на то, что для заседания выделили самый большой зал, на слушание смогли попасть не все желающие.

Стоит отметить, что с 17 октября 35-летний Сергей Удальцов находится под подпиской о невыезде по делу о подготовке массовых беспорядков в российских регионах. Это дело было возбуждено после показа на НТВ фильма «Анатомия протеста-2» 5 октября 2012 года. Авторы фильма утверждали, что лидеры оппозиции готовили силовой захват власти, о чем вели переговоры с бывшим главой комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, который собирался их финансировать.

В рамках этого дела прошлой осенью под стражу взяли соратников Удальцова Леонида Развозжаева и Константина Лебедева. Им, как и Удальцову, предъявили обвинение в «приготовлении к организации массовых беспорядков» (часть 1-я статьи 30-й и части 1-й статьи 212 УК РФ). Затем это дело объединили в одно производство с делом о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, во время которых были серьезные столкновения с полицией.

Как утверждал в суде представитель Следственного комитета, Сергей Удальцов неоднократно нарушал условия подписки: подолгу не проживал по месту регистрации, а также отключал мобильные телефоны. Это затрудняло его вызовы в СКР. При этом следователь сослался на показания соседей и матери обвиняемого. Он также добавил, что у оппозиционера на бытовой почве произошел конфликт с женой Анастасией, в ходе которого он угрожал жене. В итоге Анастасия Удальцова была вынуждена уехать жить с детьми на Украину.

Кроме того, следователь обвинил Удальцова в том, что, находясь под подпиской о невыезде, тот продолжал совершать противоправные действия: участвовал в несанкционированных митингах и шествиях.

Например, 13 января 2013 года во время так называемого «Марша подлецов» на проспекте Сахарова Удальцов поджег портрет Путина и «устраивал всевозможные провокации, призывал участников шествия начать бессрочные акции протеста». В завершение представитель СКР отметил, что Удальцов обладает обширными связями как в России, так и за ее пределами среди лидеров общественных и правозащитных организаций и, находясь на свободе, может скрыться от следствия или же воплотить в жизнь планы, которые пресекли правоохранители.

«В этой связи у следствия есть основания полагать, что, оставаясь на свободе, Удальцов может оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу», — сказал следователь и призвал суд поместить Удальцова под домашний арест.

«Меня вот соседи вообще не видят годами!»

За окном в это время доносились крики «Свободу!». Трое защитников оппозиционера Виктория Савченко, Юрий Воловельский и Виоллетта Волкова заявили, что эти утверждения голословны. Они утверждали, что их подзащитный всегда являлся по вызову следствия, а до самих следователей бывает трудно дозвониться. По их словам, тот факт, что Удальцова не видят соседи, еще ни о чем не говорит. «Меня вот соседи вообще не видят годами! Я уезжаю рано, а приезжаю поздно», — сказала Виолетта Волкова. Защитница предложила СКР «переписывать показания счетчика» квартиры Удальцова, «смотреть, сколько он нажег электричества», чтобы убедиться в том, что Удальцов живет дома.

Она обвинила СКР в том, что ведомство хочет разжечь скандал с участием прессы, заявляя о конфликте Удальцова с женой. «Никакого конфликта у них на самом деле нет», — заверила она.

Волкова объяснила, что супруги просто решили отправить детей на Украину к близким родственникам, так как в последнее время дети испытывали стресс: правоохранители приходили домой к Удальцовым с обысками и «переворачивали все вверх дном». Адвокаты настаивали на допросе Анастасии Удальцовой, которая специально для этого явилась в суд, но судья Артур Карпов им в этом отказал.

«Политический заказ»

Юрий Воловельский говорил о политической подоплеке дела. «Мне представляется, что это политический заказ, — отреагировал он на просьбу следствия. — Протестное движение на спад не пошло. Да, мой подзащитный ходит на митинги. А кто ему это запретил? Удальцов — известное общественно-политическое лицо, и на него возложены права и обязанности перед обществом участвовать в его жизни в рамках закона». Защитник отметил, что последние мероприятия, на которые ходил его клиент, были разрешенными. «Просто кого-то это не устраивает. Поэтому пусть он лучше сидит дома и ничего не говорит из того, что не нравится властьдержащим», — сделал вывод адвокат.

Удальцов убеждал суд, что всегда являлся на вызовы следствия и постоянно проверял телефонные звонки «Номера СКР у меня выделены большими буквами, и я с радостью подхожу к телефону и чувствую глубокое облегчение и удовлетворение, что не нарушил подписку. Я не шучу, даже просыпаясь, я смотрю, не звонил ли мне кто-то от следователей», — утверждал он. По его словам, следователи «преувеличивают данные» о его «возможностях и связях».

«С момента избрания мне подписки я никаких новых связей не приобрел. К президенту и представителям правительства я не приглашался и вообще я считаю, что был привлечен к ответственности надуманно», — сказал он. Что же касается взаимоотношений в семье, то они, по мнению обвиняемого, вообще не должны волновать следователей. «Да, у нас с женой бывают споры — о патриотизме, об идеологии РПЦ, — признался Удальцов. — Мы можем даже поругаться на этой почве. Но к подписке о невыезде это не имеет отношения».

Просьба об аресте в квартире из 13-ти комнат

Лидер внесистемной оппозиции сообщил, что числится помощником адвоката Московской городской коллегии адвокатов «Волкова, Лесников и коллеги» Виолетты Волковой (защитница запомнилась участием в процессе над группой Pussy Riot — BFM.ru). Он объяснил, что в случае домашнего ареста будет лишен возможности зарабатывать на жизнь. «У меня скромные запросы, но мне нужно чем-то питаться. Не могу же я питаться святым духом! — возмутился он. — Может быть, СКР меня трудоустроит?». В случае, если суд решит поместить его под домашний арест Удальцов просил, «исходя из последней практики», посодействовать в предоставлении ему «квартиры из 13-ти комнат, повара и домработницы».

Напомним, что именно в таких условиях находится под домашним арестом обвиняемая по делу «Оборонсервиса» Евгения Васильева. Впрочем, ее адвокаты уверяют, что жилище их клиентки не столь просторно. Они говорят, что квартира их подзащитной состоит «всего из пяти-шести комнат».

Испорченный день рождения

Решение суда было оглашено после шести вечера. Судья Артур Карпов поддержал аргументы следствия. Просьбе обвиняемого, который 16 февраля отметит 36-летие, он не внял. По решению суда Удальцов будет находиться под домашним арестом в своей квартире на Затонной улице до 6 апреля. Ему запрещено покидать пределы жилого помещения без разрешения органов следствия, общаться с кем-либо кроме близких родственников, адвокатов, следователей и надзирающих сотрудников ФСИН. Он также не сможет пользоваться средствам связи, в том числе Интернетом, получать и отправлять почтовую корреспонденцию.

Адвокаты пообещали обжаловать вынесенное решение в Мосгорсуде.