Наркоманов собираются лечить по решению суда. Проект Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков одобрило правительство. Согласно нововведениям, принудительно лечение должно помочь контролировать реабилитацию больных. Соответствующие изменения внесут в Уголовный кодекс, законопроект рассмотрят на одном из ближайших заседаний правительства.

Это будет близко к практике наркосудов: реабилитацию будут предлагать как дополнительную меру, полагает создатель Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман: «Это вовсе не означает принудительного лечения. Не означает ничего и, по сему, никакого наказания не прилагается. Допустим, если в случае отказа от лечения, налагается такой-то штраф или тюремное заключение. Этого пока нет. Второе, а где он будет проходить лечение? Этого тоже не прописано. В каких-то реабилитационных центрах лечение возможно только в закрытых помещениях, по-другому не бывает. Закон не предусматривает удержание. Но, кто будет удерживать? Первый, кто будет удерживать, сядет в тюрьму. Появится просто ряд реабилитационных центров частных, которые будут курировать сверху. Но это для зарабатывания денег».
О

дновременно Мосгордума приняла закон о тестировании на наркотики школьников и студентов. Проверять детей до 15 лет будут с согласия родителей, а старше — с согласия самих учащихся.

Пока в стране не создана система, отвечающая за социальную реабилитацию и профилактику наркоманов. Нужен комплекс мер, полагает старший научный сотрудник научно-исследовательского центра ФСКН России Константин Харабет: «Речь идёт о различных альтернативах уголовного наказания, назначенного по приговору суда за совершение этим лицом преступлений. Будет, при определённых ситуациях, осуществлена замена такого рода наказания уголовного, в случае, если лицо пройдёт курс лечения. Ещё предстоит законодателю работать над тем, кто будет констатировать, и на основании каких заключений будет констатироваться факт успешности прохождения лечения от такого курса».

Альтернативное лечение наркоманов применяется в некоторых европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Франция или Германия, но только в случае незначительных правонарушений, и если наркоман сам согласился.