Авиапассажиры станут мобильнее
К 2015 году авиапассажиры станут свободнее, мобильнее и требовательнее. К такому выводу пришли эксперты, анализировавшие применение новейших информационных технологий для авиационной отрасли. Для России это будет актуально, если туристы перестанут бояться пластиковых карт
Читать на полной версииВ течение следующих трех лет технологические решения для авиаиндустрии изменят пассажиров. Такие результаты получили в ходе исследования рынка аналитики компании SITA, разрабатывающей телекоммуникационные и IT-услуги для авиации.
По мнению экспертов, пассажиры в скором времени по-другому будут покупать билеты и регистрироваться на рейс, значительно возрастет роль мобильных устройств в жизни авиапассажиров, а информацию о клиентах компании они будут получать в социальных сетях. Таким образом им будет уровень обслуживания выйдет на новый уровень.
«Информационные технологии уже оказали огромное влияние на авиаперевозки. Если верить прогнозам, к 2030 году мировой пассажиропоток увеличится вдвое, поэтому роль информационных технологий будет только расти. Во время исследования мы выявили четыре основные тенденции в области IT, которые окажут влияние на поведение пассажиров во время всего полета: это касается как ассортимента услуг, так и технологий заказа билетов, и коммуникаций со службами аэропортов и авиакомпаний», — говорит Найджел Пикфорд, директор по исследованию рынка, SITA.
По итогам исследований авиакомпаний, аэропортов и пассажиров, аналитики компании SITA определили четыре глобальные тенденции, которые изменят отрасль авиаперевозок.
Онлайн-бронирование
Во-первых, к 2015 году в основном авиабилеты будут покупать через интернет и мобильные телефоны, уверены в SITA. Исследователи объясняют, что новое поколение авиапассажиров хочет получать индивидуальный сервис, отрасль же старается отвечать на эту потребность. В пример приводят компанию Alaska Airlines, которая выпустила приложение, чтобы информировать клиентов о появлении в продаже выгодных тарифов на авиабилеты в города, где живут их родственники и друзья.
Современные электронные платформы для продажи авиабилетов уже позволяют подобрать удобные именно вам рейсы и стыковки, забронировать стоповеры, указать особые условия, если таковые требуются или выбрать место и питание. Рассылки таких систем уже превращаются из обычного спама в удобный инструмент для планирования отпуска или деловой поездки.
Представители систем онлайн-бронирования называют российский рынок одним из самых быстрорастущих в мире и предполагают, что ситуация не изменится ближайшие 5-10 лет. «За последние несколько лет объем российского рынка онлайн-бронирования путешествий вырос в 4,5 раза. Только за прошедший год он увеличился на 45%. Этот сегмент туризма лишь формируется в стране, и в процентном соотношении его объем по сравнению с традиционными каналами продаж довольно невелик — около 10-15%», — ранее заявила бренд-менеджер BudgetAir.ru Виктория Дубровская. По данным компании, объём российского рынка онлайн-туризма может достигнуть 10 млрд долларов в 2013 году.
Правда, отвечая на вопрос корреспондента BFM.ru, Виктория Дубровская заметила, что одна из основных проблем российских путешественников в том, что они опасаются использовать пластиковые карты для оплаты операций. Этим инструментом туристы пользуются только в 40% случаях. В остальном предпочитают онлайн-кошельки или наличную оплату.
Мобильная регистрация
Аналитики SITA предполагают, что к 2015 году 90% авиакомпаний позволят пассажирам оформлять регистрацию на рейс с помощью мобильного телефона. Пока же таким сервисом клиентов балует только половина авиакомпаний. «На различных этапах своего путешествия (например, в пункте выхода на посадку, в зоне ускоренного прохождения процедур безопасности или в зале ожидания повышенной комфортности) пассажиры смогут использовать как обычные бумажные посадочные талоны с двумерным штрих-кодом, так и мобильные устройства с поддержкой технологии NFC (Near Field Communications)», — говорится в сообщении компании. Технология NFC дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Применяется для пластиковых карт и мобильных устройств.
Что касается применения новейших технологий на просторах нашей родины, московские путешественники могут вспомнить турникеты на выходе с аэроэкспрессов. Предполагается, что бумажный билет со штрих кодом можно не распечатывать. Вместо этого достаточно открыть ссылку, которая придет в сообщении на ваш телефон после оформления билета, найти так называемый бар-код и приложить телефон экраном к турникету. Просто удобно и быстро. Правда, в половине случаев пока не срабатывает. Любителям природы, берегущим деревья и постеснявшимся использовать лишний лист А4, придётся постоять в сторонке, подождать «пока все пройдут» и контролер у турникетов справится с вашей проблемой. Так что, применительно к нашей действительности, технологии вроде Near Field Communications пока вызывают вопросы.
«У них» вроде работает: в исследовании SITA упоминается приложение Touch & Go авиакомпании Japan Airlines. Оно позволяет пассажирам попадать в зону выхода на посадку, используя телефон с поддержкой NFC.
Мобильные приложения подчеркнут индивидуальность
Эксперты считают, что к 2015 году вырастет роль мобильных приложений для путешественников. Предполагается, что информировать пассажира о рейсах с помощью приложений будут девять из десяти авиакомпаний и аэропортов. Эти же приложения намереваются использовать, чтобы повысить уровень обслуживания. В сообщении компании говорится о японском аэропортах Токио и Эдинбурга, где с помощью приложений для планшетных компьютеров можно получать информацию о рейсах и отелях, планировать перелеты, использовать карты терминалов и даже заранее выбирать парковочное место.
Использование подобного рода приложений даст развитие ещё одной тенденции — повышению уровня обслуживания клиентов благодаря персонализации услуг. Через три года, предполагают в SITA, 80% аэропортов и авиакомпаний будут вкладывать средства в решения бизнес-аналитики.
«Потребности и предпочтения пассажиров меняются. Сегодня пассажиры хотят сами контролировать все этапы поездки. Они ждут, что изменится не только ассортимент услуг, предлагаемый авиакомпаниями и аэропортами, но и способ коммуникаций. В то же время авиатранспортные предприятия инвестируют в решения бизнес-аналитики и инструменты совместной работы, чтобы повышать свою операционную эффективность, уровень обслуживания и лояльность клиентов», — говорит Найджел Пикфорд.
Нельзя не отметить, что, вопреки распространенному мнению, авиаперевозки — низкомаржинальный бизнес. Даже крупные европейские авиакомпании вынуждены бесконечно сокращать издержки, чтобы удержаться на плаву. Наиболее прибыльными остаются крупные низкобюджетные перевозчики.
В последнее время рынок находится в бесконечном поиске решений, которые могли бы сделать бизнес более прибыльным. Одним из возможных вариантов специалисты считают как раз индивидуализацию подхода к авиапассажирам. В пример приводят авиакомпанию Vueling, которая, стремясь осознать потребности своих пассажиров, проводит исследования в социальных сетях. Эта информация включается в программы бизнес-аналитики, направленные на повышение лояльности клиентов.
О компании SITA: Международная компания SITA разрабатывает информационные и телекоммуникационные решения для авиатранспортной отрасли. Компания обеспечивает комплексное обслуживание авиакомпаний, аэропортов, государственных структур и глобальных дистрибутивных систем. Среди приложений и услуг, предназначенных для авиакомпаний и аэропортов, — системы регистрации пассажиров и интегрированные системы управления багажом, системы управления воздушным движением, системы связи с наземными службами, а также системы дистрибуции и управления тарифами.