Средняя месячная аудитория Интернета выросла за год на 12% — до 61,2 миллионов человек, сообщается в ежегодном исследовании «Яндекса» со ссылкой на ФОМ. Рост проникновения фиксированного доступа в Сеть продолжается, но, по сравнению с предыдущими годами, замедлился. Годом ранее Рунет показывал рост аудитории на 17%, отмечают аналитики.

Читайте также: Интернет-аудитория РФ растет за счет регионов

Стоит отметить, что в представленном сегодня исследовании «Развитие Интернета в регионах России» учитывается только «взрослая» аудитория — люди, достигшие 18 лет. Таким образом, пользователями Интернета считаются 52% от всего совершеннолетнего населения России.

Около 77% российских интернет-пользователей, а это почти 47 миллионов человек, выходят в Сеть ежедневно. По данным TNS, в городах с населением более ста тысяч жителей, 94% жителей имеют домашнее подключение, причем в большинстве случаев доступ — широкополосный.

Основной прирост аудитории Интернета по-прежнему обеспечивают регионы, но лишь два — Центральный и Уральский — увеличили темпы роста, остальные показали снижение. 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В предыдущие годы на регионы приходилось более 90% новой аудитории.

Эксперты отмечают, что для жителей крупных городов домашний Интернет стал вполне обыденным явлением. В Москве и Питере проникновение практически не растет, остановившись на планке около 70%. В небольших городах с населением менее 100 тысяч человек число подключений продолжает увеличиваться. В сельской местности по-прежнему заметно отставание: «Видимо, среднероссийского показателя они достигнут не скоро: в этом году рост проникновения интернета в селах замедлился», отмечают исследователи.

Как отметил директор по маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант, основной характеристикой для фиксированного Интернета является скорость доступа. За период с осени 2011 по осень 2012 года этот показатель в большинстве регионов вырос более чем на 200%. При этом цена в пересчете на 1 Мбит/с заметно снизилась: в 4 раза, до 26 рублей за 1 Мбит/с.

Это не значит, что пользователи стали платить за Интернет меньше — за те же деньги пользователи получают доступ на более высокой скорости.

По данным «Яндекса», значительная часть пользователей, в том числе, региональных, выбирает тарифы с платой в 500–600 рублей в месяц, получая при этом, в среднем, скорость до 22 Мбит/с. В Москве показатель скорости увеличился вдвое — до 32 Мбит/с. Северная столица показала рост в три раза — максимальная скорость доступа доходит до 51 Мбит/с.

Санкт-Петербург отличился и дешевизной тарифов — по данным «Яндекса», в этом городе можно найти самый дешевый Интернет. Самый дорогой — на Дальнем Востоке.

Впрочем, доступность Интернета зависит не только от стоимости,
но и от уровня доходов в регионе. По индексу доступности — то есть
соотношению средней зарплаты и стоимости доступа — лидирует
Москва. Дальний Восток и тут занял последнее место: при равных затратах,
житель этого региона получает скорость в 18 раз ниже, чем москвич.

Повсеместная мобилизация

Российские пользователи легко осваивают мобильный Интернет, отметил Андрей Сербант, — «В том числе и потому, что им не надо покупать и осваивать компьютер, специально подключать его к интернету».

Аудитория мобильного Интернета выросла за год на 35%, до 16,7 миллионов человек, сообщается в исследовании «Яндекса» со ссылкой на данные TNS.

Большая часть пользователей мобильного Интернета — 49% — выходят в Сеть со смартфонов. Годом ранее для этого чаще использовались обычные мобильные телефоны. За год их доля сократилась с 54% до 34%. Доля планшетных компьютеров напротив, растет: доля подключений через планшеты выросла с 6% до 16%.

Лидируют на нашем рынке устройства с операционными системами iOS и Android. С их помощью осуществляется 60% всех подключений к мобильному Интернету. При этом разрыв между двумя операционками невелик — 31% у Android и 29% у iOS. Число аппаратов с Java и Symbian напротив, сокращается.

В целом по России, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, уровень проникновения мобильного Интернета составляет 26%, причем регионы показывают заметный рост год к году. В Москве преодолена планка в 30% (рост на 28%), в и Санкт-Петербурге — 27% (рост на 25%).

Стоимость мобильного доступа в Интернет в среднем по России составляет 108 рублей за 1 Гб трафика. Самая низкая цена, по данным «Яндекса», в Южном федеральном округе — 55 рублей за 1 Гб. Самая высокая — в Уральском федеральном округе — 233 рубля/Гб. Москвичи в среднем платят 144 рубля, жители Санкт-Петербурга — 85 рублей за 1 Гб мобильного трафика.

Как отмечают исследователи, пользователи предпочитают выходить в Сеть в разное время с разных устройств. Так, пик активности со стационарных компьютеров приходится на 16 часов, а с мобильных телефонов и планшетов в Интернет выходят после ужина, в районе 21–22 часов. Причем, в выходные дни пользователи охотнее посещают Интернет со смартфонов и планшетов и на время забывают о компьютерах.

Читайте также: Большинство россиян предпочитает телевидение Интернету