Помощь по линии плана Маршала в послевоенной Германии использовались очень эффективно: отдача с 1 доллара составила 10-20 долларов. В интервью BFM.ru экономист Александр Смирнов напоминает об основах успеха послевоенной ФРГ.

— Что представляла собой послевоенная Германия?

— Это был экономический коллапс, последствия войны были катастрофичными: объем промпроизводства в 1946 году составлял 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза. В войне со стороны Германии погибло около 7 млн человек, страна лишилась 25% своей территории (в границах 1937 года), около 12 млн человек было выселено. Было разрушено 20-25% жилья (25% повреждено), 20% промышленных строений и оборудования, 40% транспортных сооружений. Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд долларов по репарациям, в том числе путем изъятия и вывоза промышленного оборудования.

Экономика нацистской Германии была всецело подчинена задачам милитаризации, государство тотально вмешивалось во все сферы экономики, при этом конкуренция и экономическая свобода были ограничены. Утрата важнейших источников сырья, перебои в снабжении в конце войны на фоне инфляции, сохранении распределительной системы привели к полному коллапсу экономики. Один из очевидцев писал: «Германия — это куча мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев».

— Чем интересен для России опыт восстановления Германии?

— С начала реформ Германии потребовалось около 12 лет, чтобы пройти путь от полной разрухи до лидерства в мировой экономике. Что касается РФ, то дореформенный уровень 1990 года был достигнут только в 2007 году, т.е. за 15 лет. Экономика обрела негативные отраслевые и социальные тенденции, собственное производство стагнировало и было замещено импортной продукцией. РФ превратилась в сырьевой придаток мировой экономики, население страны сокращается.

— Как немецкие реформаторы пришли к власти?

— Творцом реформ стал Людвиг Эрхард. После войны в Германии шла ожесточенная дискуссия между сторонниками рынка и сильного государственного регулирования, получавшего все большую популярность под влиянием идей Кейнса. Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики. После краха фашизма немецкое общество остро нуждалось в новой идеологии и там получило развитие христианско-демократическое движение, предложившее обществу новую систему ценностей. Один из сопредседателей Христианско-демократической партии (ХДС) Конрад Аденауэр смог привлечь Эрхарда к сотрудничеству. В дальнейшем, ХДС вместе с ХСС (Христианский социальный союз) образовали единую фракцию в парламенте, и их блок победил в августе 1949 года с минимальным отрывом— 31% против 29,2% у социал-демократов (СДПГ). В сентябре канцлером выбрали Аденауэра, который назначил министром экономики Эрхарда. В таком качестве они проработали вместе до 1963 года, когда Аденауэр ушел на заслуженный отдых.

— Какова была идеология реформ?

— Эрхард говорил, что «никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней». В основу его идеологии, получившей название «социального рыночного хозяйства», лег синтез идей эффективной рыночной экономики, доминирования частной собственности, экономической свободы, государственного регулирования и философии социальной ответственности. Эта идеология известна также под терминами «ордолиберализм», «солидаризм» или так называемый «третий путь», и предполагает, что рыночная свобода должна быть ограничена экономическим порядком и нравственными основаниями. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, эффективного законодательства, что в совокупности и составляет суть «экономического порядка».

— Но ведь в Европе в то время реализовывался план Маршалла?

— Общий объем помощи Германии за время действия программы в 1948-1954 годах составил около 1,5 млрд долларов, а для всей Европы — 17 млрд. Помимо этого, около 1,2 млрд долларов Германия получила от США, а общая американская помощь составила 3,8 млрд. долларов. Помощь поступала в виде товарных поставок, средства от реализации которых направлялись в специальные фонды и банки, предназначавшиеся для развития экономики. Однако оккупационные власти по своему извлекали пользу из торговли с Германией — цена на вывозимый немецкий уголь была занижена почти в 2 раза, цена импортируемой американской пшеницы завышена в 1,5 раза и союзники первоначально не очень торопились с реформами, опасаясь слишком быстрого восстановления Германии.

— Каковы были этапы реформ?

— Подготовку реформ осуществляла рабочая группа в рамках американской администрации, и американский план делал акцент в основном на монетарном факторе — вводе твердой валюты. Заслуга Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В ночь на 21 июня 1948 года администрация объявила о вводе новой валюты — немецкой марки. В ходе реформы каждый гражданин мог обменять 60 марок по курсу 1:1 (сначала 40, через два месяца — еще 20 марок). Пенсии, заработная плата, квартирная плата пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая половина временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы. В результате реформы соотношение между маркой и рейхсмаркой установилось на уровне 6,5 марок за 100 рейхсмарок. Был установлен курс марки к доллару — 3,33 дм за доллар. Внешняя торговля была либерализирована.

Реформа цен была провозглашена 24 июня, но это не была «шоковая терапия», так как введя свободные цены, государство в качестве противовеса приняло закон против произвольного завышения цен, значительное время сохранились дотации и твердые цены на уголь, чугун, сталь, удобрения, газ и электроэнергию, т.е. на достаточно значимые факторы производства. Цены на основные продукты питания и квартирную плату также были стабильны. Заработная плата первоначально не повышалась. Валютные ограничения снимались также постепенно — либерализма здесь не было.

— Но ведь существовало серьезное сопротивление реформам?

— Немотря на массированную критику слева, призывавшую ввести госрегулирование экономики и цен, непонимания иногда даже со стороны своих сторонников, Эрхард вынес верность своим главным принципам — рыночной свободе, твердой марке и стабильным ценам. Впрочем, он достаточно активно по мере необходимости использовал и активное вмешательство государства. Левые считали Эрхарда «наемником капитала», а правые — «врагом предпринимательства».

Осенью 1948 года профсоюзы призывали к всеобщей забастовке, но наращивание промышленного выпуска привело к стабилизации, а к 1950 году — к снижению цен, и потребитель почувствовал преимущества рынка. Заработная плата стала расти вместе с ростом производительности труда, и значительным фактором роста доходов стал сверхурочный труд, не облагавшийся налогами.

В январе 1952 года был введен закон об инвестиционной помощи. Предприятия страны (кроме государственных и отраслей, которым предназначалась помощь) вносили единовременный взнос путем покупки государственных облигаций, а полученные ресурсы направлялись на поддержку предприятий промышленности и энергетики.

С 1953 года начался бурный рост промышленности, производства товаров народного потребления, жилищного строительства. По выражению Эрхарда, это был год «потребителя». Он верил в то, что можно сгладить цикличность экономики, обеспечив более долгосрочные тренды развития. С 1954 года наступила фаза «высокой конъюнктуры» и с середины 1950 годов ФРГ вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов — т.е. около 20 лет. Этот период получил название «немецкого экономического чуда». В 1957 году безработица упала до 1,8%, страна обрела практически полную занятость, стал ощущаться дефицит рабочей силы и тогда Германия стала привлекать рабочую силу из-за рубежа.

Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: в 1949 году был достигнут уровень 1936 года, к 1956 году уровень 1950 года был удвоен, затем после 1963 года за 8 лет был удвоен уровень ВВП 1956 году. В этот период средние темпы роста экономики составляли около 9%. Темпы роста экономики в Германии были самыми высокими среди капстран, при этом уровень инфляции был один из самых низких в Европе. В первую очередь получили развитие базовые отрасли и перерабатывающая промышленность, а государство умело проводило конверсию военных заводов и внедряло программы переобучения рабочей силы.

Сельское хозяйство превзошло довоенный уровень уже в 1953 году, чему помогла проведенная в 1947-1949 годах земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников.

Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности, производство бытовой техники. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Доходы населения за период с 1950-го по 1956 год выросли в 2 раза. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих увеличилась на 65%, у служащих на 72%.

— Какова была финансовая и налоговая политика в то время?

—Эрхард смог провести снижение налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. В 1948 году вместо дифференцированной ставки корпоративного налога, варьировавшегося от 35 до 65%, была введена единая ставка 50%, для доходов ниже 2400 марок в год была введена ставка в 18%, был повышен порог для ставки в 95%, которая стала применяться на уровне от 250 тысяч марок в год. Для ослабления налогового бремени был также использован метод ускоренной амортизации недвижимости. В середине 50-х были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Для стимуляции экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.

В 1947 году были созданы первые банки земель, принадлежащих их правительствам. В 1957 году был основан центральный государственный банк — Deutsche Bundesbank.

Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой характерна более сильная роль в экономике банковской системы (в отличие от американской с более развитым фондовым рынком).

Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования, а основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей.

Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв. м, вторую группу — жилье с площадью не более 80 кв. м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы, получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.

Этот опыт имеет большое значение для России, но наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы, продвигается в этом направлении крайне медленно, строительный рынок монополизирован, а цены на жилье, порой превышающие европейские и не соответствуют платежному спросу большинства населения.

Эрхард публично выступал против монополизма. С начала 1958 года начал действовать антикартельный закон, а основой рынка стал мелкий и средний бизнес, ставший настоящим «национальным достоянием» Германии. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

А наша экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.

— Но немецкое чудо ведь в свое время закончилось?

— После ухода Эрхарда к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы Кейнса. Однако Германии нужны были по- прежнему более синтетические рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система обеспечивала высокий уровень пенсий, но снизить их уровень стало крайне сложно по политическим мотивам. Высокие налоги стали негативно отражаться на экономическом росте, что в дальнейшем привело к росту безработицы. Вторая волна проблем пришла после объединения Германии в 1990 годы.

— В чем был секрет успеха Эрхарда? Через 40 с лишним лет его экономические рецепты ведь воспринимаются по-другому.

— Эрхард возглавил пост, будучи экономистом–ученым, и прекрасно применил свои знания на практике. Он был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики, Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства». Он создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости.

— Насколько реализованная в тогдашней Германии модель универсальна, применима к другим странам?

— Германская модель как модель реальной экономики имеет свои неоспоримые плюсы, хорошо видные на фоне американской модели «потребительской экономики», фактически вызвавшей мировой кризис. Сейчас ряд экономистов обращают на это внимание. Мы хотим инновационную модель экономики? Вот она — пожалуйста. Нам есть чему поучиться у Германии.

— Насколько похожи реформы «шоковой терапии» в РФ на реформы Эрхарда?

— При некоторой схожести – переходу к рынку, отмены регулируемых цен — механизм, итоги и особенно результаты реформ были разными.

Вначале реформ в России был введен высокий НДС — 28%, развилась высокая инфляция, были уничтожены сбережения населения. Эти обстоятельства создали крайне неблагоприятный фон для развития экономики. Первый этап наших реформ 1992-1998 годов был проведен по внешним, западным «лекалам», взявшим за основу либеральные догматы, в которых не нашлось места для суверенной экономической политики. Главной задачей выступало не создание эффективной экономики и рост благосостояния населения, а построение абстрактного рынка, формирование новых элит и перераспределение собственности.

Подсчитано, что помощь по линии плана Маршала в Германии использовались крайне эффективно, отдача с каждого доллара составила от 10 до 20 долларов. Известно, Россия с 1992 года активно привлекала внешние займы — около 60 млрд.долл под проведение реформ по рецептам МВФ, но эффективность их использования была низкой. Никаких значимых вложений в реальный сектор сделано не было.

Правительство Аденауэра-Эрхарда всегда действовало в интересах большинства населения, добиваясь «благосостояния для всех», что позволило ему полностью легитимно находиться у власти около 15 лет. Им не была присуща столь распространенная политическая болезнь, как создание «преференций» для узкого круга групп и компаний.

— Но ведь реформаторам в Германии в чем-то было легче? Например, капитализм как система был уже сформирован.

— Конечно, в Германии при переходе к рынку была капиталистическая инфраструктура, сохранявшаяся и во времена нацизма, население имело опыт предпринимательства. Отсутствие сильной государственной политики в РФ, минимизация ее социальной составляющей привели к доминированию интересов различных групп «влияния» и монополистов, надежно прикрытых псевдо-либеральными «ценностями». В результате экономика и государство лишается необходимых движущих сил развития.

Избыточная бюрократизация и коррупция на фоне неадекватного уровня ответственности чиновников затрудняет процесс экономического роста, инвестирования, развития предпринимательства, создания новых активов. Засилье рейдерства способствует процессам нерыночного, неэффективного перераспределения собственности.

Нашу экономику до сих пор тормозят такие рудименты прошлого, как низкий уровень экономической свободы, отсутствие позитивного инвестиционного климата, отчуждение населения от собственности и ресурсов страны, недостаточный уровень его экономической активности, неразвитость инфраструктуры.

Кризис 2008-2009 годов вызвал значительное сокращение ВВП, промышленного производства, рост безработицы. Финансовый кризис показывает иллюзорность многих «достижений» и второго этапа реформ — 2000-2008 годов. Как не было у нас адекватных импульсов к развитию реального сектора, инфраструктуры и науки, так их по-прежнему и нет. Так и сохраняется региональная отсталость.