Турецкая полиция снесла бульдозерами протестный лагерь «ОккупайГези» и Таксим. Зачистка стамбульского «Химкинского леса» проходила по жесткому сценарию с применением слезоточивого газа и водометов. Формальным поводом для турецких протестов стала застройка парка Гези. Власть вроде бы пообещала приостановить проект. Однако окончательное решение должен принять суд, который вполне может встать на сторону правительства. Правда, в этом случае пройдет местный референдум.

Оппозиция — городской средний класс — отвечает, что поздно. Что их требования уже больше, чем экология: они за светское государство против консервативного разворота с упором на традиционные ценности.

Политический тяжеловес, премьер Эрдоган, отвечает ОМОНом из провинции и демонстрациями организованных сторонников, которых подвозят автобусами. Ну, и главный вопрос — кто кого. Выдохнется ли протест или Эрдоган уйдет?

На 17 июня два ведущих профсоюза Турции, KESK и DISK, назначили национальную забастовку. В их совместном заявлении говорится: бастуют в знак протеста против разгона оппозиционеров в Гези.

Хотя, как видно из опросов, большинство на стороне премьер-министра. Комментирует директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев: «Влияние оппозиции и сила оппозиции выдохнутся. Мне кажется, что в ближайшее время правительство Турции предпримет достаточно серьезные шаги по стабилизации политической обстановки в стране. Потому что ситуация может выйти из-под контроля. Премьер-министр Эрдоган заявил, что силы были достаточно серьезные применены. Полицейских он наказал».

Турция, тем не менее, демократическое государство. Страна стремится в Евросоюз. Там есть политические партии, которые отражают интересы реальных групп граждан. Это несистемная оппозиция. Значит, и такая вещь как фальсификация выборов, затруднена, отмечает руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев: «Турция — одна из самых демократических стран Ближнего Востока. Я бы не стал Турцию приравнивать к тем странам, где действительно люди не собираются больше трех и действительно для которых такой вот митинг в центре — удивительное событие. Я бы не стал говорить, что турецкая система авторитарная».

Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган называет демонстрантов мародерами и экстремистами. Он выступает на многотысячном митинге в свою поддержку. И вот знакомое: Европарламент, знай свое место, беспорядки спровоцировало финансовое лобби — читай, олигархи. Следом просится «вот до чего довела демократия, может ее свернуть, чтобы не мешала стабильности». Хотя протест может и возразить.