Поставки С-300 были приостановлены в 2010 году, после того, как тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал указ об ограничении военно-технического сотрудничества с Ираном.

Комплексы «Антей-2500» под запрет не попадают, они — это дальнейшая модернизация С-300. Они недавно были приняты на вооружение в России. Два дивизиона поставлены в этом году в Венесуэлу. Это хорошая замена тем ЗРК, на которые изначально рассчитывал Иран.

«Это модернизированный и улучшенный по своим тактико-техническим характеристикам комплекс для обеспечения ПВО сухопутных войск. Что касается его характеристик, я полагаю, они ничем не уступают системе С-300, которая должна была быть первоначально поставлена Ирану. Кроме того, «Антей-2500» обладает расширенными возможностями по обеспечению противоракетной обороны. Я думаю, данное предложение должно, как минимум, вызвать большой интерес», — считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Москва уже пыталась найти замену комплексам С-300 после того, как Иран обратился с иском против «Рособоронэкспорта» в швейцарский суд. Тегерану предлагали тактические ЗРК «Тор-М1», но Исламской республике они не подошли. На кону приличная сумма: первоначальный контракт стоил 800 млн долларов, а с учетом штрафов и пеней набежало уже 4 миллиарда. Причем шансы на то, что суд удовлетворит иск, специалисты оценивают как высокие.

И для Москвы, и для Тегерана поставки комплексов «Антей-2500» в обмен на отзыв иска стали бы наилучшим выходом из ситуации. Так считает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров: «Полагаю, что если Россия предложит систему «Антей-2500», то, собственно говоря, это вполне может устроить Иран. Автоматическое принятие предложения России Ираном означает отзыв судебного иска. Я не думаю, что Ирану сейчас нужны деньги. Сейчас Ирану, исходя из вызовов и угроз со стороны соседних государств, особенно, со стороны Израиля, Ирану крайне важно укрепить свою оборону».

США и Израиль вряд ли сумеют помешать поставкам «Антеев» в Иран. Но возражать, разумеется, будут. Говорит независимый аналитик из Израиля Александр Этерман: «Воздушный удар, самолёты и, может быть, ракеты — это то, чем грозят Ирану. Понятно, что самый первейший вопрос, который заботит и Америку, и Израиль — с какой противовоздушной обороной они столкнутся. Иран давно не получал продвинутого оружия. Разумеется, стороны, заинтересованные бомбить потенциальных российских клиентов, чрезвычайно нервно относятся к перспективе поставок российской, чисто, в общем-то, оборонительной техники».

Поставки комплексов «Антей-2500», как ожидается, будут обсуждаться на встрече Владимира Путина с Махмудом Ахмадинежадом 1 июля. По словам экспертов, Москве проще договориться с Ахмадинежадом, который уходит с поста президента в августе, чем с его преемником Хассаном Роухани. К тому же стремится и сам Ахмадинежад: закрытие вопроса с поставками комплексов ПВО стало бы хорошим завершением его президентского срока.