Бюджет Роскосмоса по основной Федеральной космической программе в 2013 году составляется порядка 130 миллиардов рублей. Это очень существенный рост — более чем в два раза по сравнению с прошлым годом.

Еще примерно 20 миллиардов приходится на программу «Глонасс», что также больше, чем хотел дать Минфин. При этом, в 2005 году Роскосмос получал совсем скромные 24 миллирада рублей. Это на 6 миллиардов меньше, чем обошлась государству смытая дорога во Владивостоке — к саммиту АТЭС.

Несмотря на заметный прогресс с финансированием — это явно не космические масштабы. При том, что запуски дело не дешевое. Взять хотя бы последний неудавшийся — почти четыре с половиной миллиарда. При том, что и оборудование и персонал стареет.

Вот как прокомментировал ситуацию в отрасли Business FM член-корреспондент академии космонавтики Юрий Караш: «Поднять отечественную космонавтику можно только поставив широкомасштабные инновационные цели, причем за околоземной орбитой. Причем, за околоземной орбитой — в дальнем космосе. Тогда будут создаваться новые образцы космическо-ракетной техники. Все остальное — это такие косметические перестановки, которые призваны создать впечатление, что что-то меняется».

Опять же, смотря с чем сравнивать — вот например знаменитый Алабяно-балтийский тоннель в Москве обошелся в 63 миллиарда рублей. Почти половина бюджета Роскосмоса и это явно не последняя сумма вложений в этот проект. Тогда как МВД и другие силовые структуры располагают вполне комфортными триллионными бюджетами. Ну и что же мы хотим от Космоса.

Вот, что рассказал Business FM экс-пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов: «Стоимость изделий очень высока и цена материалов растет. Но, к сожалению, не растет, как хотелось бы, зарплата. Конечно, очень маленький приход людей на предприятия. Все это сказывается».

Представители отрасли говорят, что нужна большая программа как в Советском Союзе. Например, пилотируемый полет на Марс и под это долгосрочное финансирование, чтобы готовить специалистов, обучать студентов. Но во власти и обществе идет дискуссия, мол, зачем нам все это? Это ведь имперские проекты прошлого. Без конкретного применения и практической пользы.

Однако совсем отказаться невозможно — потеряем статус космической державы. В итоге получается, что-то среднее. Видимо так нельзя — здесь или все, или ничего.