Заявительницы пытались добиться права одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями: покрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. Однако 31 октября 2012 года по распоряжению губернатора Ставрополья Валерия Зеренкова был принят нормативный акт, запрещающий ношение хиджабов в образовательных учреждениях.

Губернатор дал указание заняться формой школьниц после того, как в начале октября прошлого года на протяжении почти двух недель пятерых учениц в Нефтекумском районе Ставрополья не пускали на уроки в религиозных платках.

В постановлении краевого правительства чиновники определены основные требования к внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставрополья. Как говорится в документе, все они «направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между обучающимися и обязательны для исполнения учениками с 1 по 11 класс».

Запрет касается не только хиджабов, но также нескромной одежды и вызывающего внешнего вида. Так, в образовательных учреждениях, запрещено носить одежду ярких цветов и оттенков, брюки или юбки с заниженной талией и высокими разрезами, одежду с декоративными деталями в виде заплат и порывами ткани, с неоднородным окрасом ткани, с яркими надписями и изображениями, декольте. Под запретом пляжная обувь, высокие каблуки и массивная обувь на толстой платформе.

Обучающимся нельзя появляться в учебных заведениях с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, пирсингом.

«Внешний вид обучающихся должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер», — подчеркивается в документе.

По данным портала evrazia.org, Ставропольский край занимает территорию площадью 66,2 тысячи квадратных километров и имеет в своем составе 26 административных районов, 10 городов краевого подчинения, 11 городов районного подчинения, 18 рабочих и курортных поселков. Уникальность географического положения края состоит в том, что он, находясь в центральной части Северного Кавказа, граничит с 8 субъектами Российской Федерации, в том числе с Дагестаном, Чечней, Северной Осетией-Аланией, Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкесией, входящими в своеобразный «мусульманский пояс» Кавказа. На Ставрополье проживает более ста национальностей. Наиболее крупными мусульманскими этносами Ставрополья являются даргинцы, ногайцы, чеченцы, карачаевцы, туркмены и татары.

Постановление регионального правительства вступило в силу 9 января 2013 года.

Возмущенные родственники трех девочек-мусульманок обратились в суд. Они потребовали отменить подпункты 2 и 3 пункта 9 постановления правительства Ставропольского края, запрещающие носить религиозную одежду и головные уборы. Заявители ссылались на то, что имеют право одеваться в соответствии с религиозными убеждениями мусульман. Интересы истцов представлял известный адвокат Мурад Мусаев.

Однако 22 марта Ставропольский краевой суд счел постановление властей законным. «Ограничение во внешнем виде обеспечит нормальное функционирование учебного заведения, равенство учащихся разных конфессий и вероисповеданий. Внешний вид учащихся должен соответствовать деловому стилю и носить светский характер», — говорилось в решении суда первой инстанции.

Юрист подал апелляционную жалобу в Верховный суд России. В ней Мусаев просил отменить принятое решение как неправомерное. Адвокат ссылался на то, что оно нарушает право детей-мусульман на вероисповедание и на получение образования. А в связи с введением школьной формы заявительницы вынуждены уйти в религиозную школу медресе или выбрать экстернат.

«Мы просим о предоставлении детям маленькой личной свободы, ведь эти платки никому не мешают», — обратился к судьям Мусаев.

В свою очередь представитель прокуроры поддержала решение суда первой инстанции. Она отметила, что оно «полностью соответствует закону об образовании, определяющего светский характер образования».

Прокурор сочла, что власти края не выходили за рамки своих полномочий. К тому же с 1 сентября должны вступить в силу поправки к закону «Об образовании», в которых в статье 28 говорится, что устанавливать требования к школьной форме учащихся будет руководство школы.

Представитель губернатора Ставропольского края Владимир Молчанов также просил оставить решение Ставропольского краевого суда в силе.

Он напомнил, что министерство образования и науки рекомендовало субъектам РФ обеспечить требования к школьной форме. В результате аналогичные постановления были также приняты в Адыгее, Башкирии и Дагестане.


В итоге Верховный суд оставил его без изменений, а апелляционную жалобу заявителей без удовлетворения.

Покидая суд, Мурад Мусаев заявил, что не согласен с судебным актом и будет добиваться его отмены в вышестоящих инстанциях.

«Это политизированное решение, и оно ущемляет религиозные права мусульман. Суд руководствуется политическими штампами, что приводит к религиозной дискриминации, — сказал он. — Решение суда может привести к тому, что девочки-мусульманки уйдут из общеобразовательных учреждений. Поэтому мы будет обжаловать сегодняшнее решение во всех инстанциях, пока не добьёмся его отмены».

Представитель губернатора Ставропольского края Владимир Молчанов был, напротив, удовлетворен исходом дела. «Введение школьной формы призвано устранить социальные и религиозные различия между учениками. Кроме того, закон в настоящее время предусматривает светскую форму обучения и соответствующий внешний вид», — в очередной раз заметил он.