События напоминали снежный ком. Сначала Минфин вроде бы согласен дать Белоруссии очередной кредит по линии ЕврАзЭС, однако перед этим намерен проверить, как обслуживались предыдущие транши.

Затем сообщения из Минска — Баумгертнер вроде бы не арестован, а лишь задержан на 72 часа. Неужели Минск смягчил позицию? Но нет. Местный Следственный комитет разъясняет: топ-менеджер в СИЗО, обвинение предъявлено, находится под стражей.

Пока выясняли, последовало выступление Геннадия Онищенко. Глава Роспотребнадзора заявил, что белорусская «молочка» — это сплошные нарушения. Только в Московской области, по его словам, 30% продукции никуда не годится. В частности, из девяти проб питьевого пастеризованного молока в потребительской таре две пробы не соответствовали требованиям по микробиологии.

Не успело общество переварить эту информацию, как появились новые молнии в сообщениях информагентств: «Транснефть» сокращает поставки нефти в Белоруссию. Объяснение следующее: во всем виноваты украинские трубы — из-за них пришлось срочно ремонтировать нефтепровод «Дружба». К слову, с Украиной у нас тоже не все в порядке.

Читайте также: Киев маневрирует между Таможенным союзом и Европой

Минск призывает Москву вернуться в правовое поле. Ситуацию Business FM прокомментировал вице-президент РСПП Игорь Юргенс: «Лукашенко всегда играл с нами в покер. Ну, посмотрим, как в этот раз он сыграет. Дело в том, что, конечно, потерять почти 1 млрд долларов калийных активов, что, собственно, подготовил ему «Уралкалий», это для него очень тяжелый в этот момент удар, поскольку валюта падает, доходов нет, социальные обязательства большие. Под вопросом власть Лукашенко, вот он и маневрирует».

Есть очередной тезис для дискуссии. Лукашенко обиделся. Российские олигархи при поддержке чиновников его откровенно не уважают. Требуют продать «Беларуськалий» — буквально ломают через колено, союзная республика несет колоссальные убытки.

Так не поступают с президентом страны — придется ответить. Ну а будете давить санкциями, обращусь к китайцам. С ними будем строить евразийское пространство.

Белорусский политолог Ярослав Романчук отмечает, что торговые войны никогда не приводили к улучшению отношений между странами: «Конфликт говорит о том, что у нас вопиюще низкий уровень доверия друг к другу. У нас нет доверия к органам правопорядка и судебным инстанциям, поэтому если белорусы будут судить Баумгертнера в Белоруссии, никто им не поверит, а если его будут судить в России, то белорусская сторона не поверит российской стороне».

На третий день калийной войны стало ясно, чего добивается Лукашенко — уважения к себе, а также хочет вернуть прибыль в миллиард долларов в год. Всего-то ничего. Можно и уважить. Ведь союзник как-никак. Других-то немного.