Скандальный поворот на процессе по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. По ходатайству прокуратуры Мосгорсуд сегодня поместил под стражу обвиняемых в преступлении подсудимых Джабраила и Ибрагима Махмудовых, ранее оправданных судом присяжных и находившихся под подпиской о невыезде.

Того, что Джабраил и Ибрагим Махмудовы окажутся в СИЗО, ничто не предвещало. Заседание, которое было назначено на 11 утра, перенесли на два часа дня из-за того, что Джабраил Махмудов задержался у врача на перевязке.

Читайте также: На обвиняемого в убийстве Политковской совершено покушение

12 августа этого года Махмудов подвергся нападению в районе станции метро «Улица 1905 года». Неизвестный прострелил ему ногу. Из-за этого гособвинение даже поднимало в суде вопрос о выделении его дела в отдельное производство, чтобы не тормозить процесс в отношении других четверых фигурантов.

Однако судья Павел Мелехин решил дождаться выздоровления подсудимого, прервав процесс на две недели. Сегодня утром, когда стало ясно, что приезд Джабраила несколько задерживается, председательствующий решил отпустить присяжных, с участием которых слушается дело. Прокурор Мария Семененко не возражала, туманно заметив, что у нее имеется процессуальное ходатайство, которое можно рассматривать и без «народных судей».

Ее просьба об изменении подсудимым меры пресечения стала для участников процесса «громом среди ясного неба». Гособвинитель потребовала поместить в СИЗО и Ибрагима Махмудова, и его передвигающегося на костылях брата Джабраила.

Доводы в пользу ареста

Свою просьбу Мария Семененко обосновала тем, что подсудимые нарушили взятую с них подписку о невыезде, согласно которой, на период судебного процесса оба должны были проживать в Москве в квартире на улице Бутлерова.

Однако, как объявила прокурор, подсудимые покидали пределы столицы, посетив Тульскую область, Северную Осетию и Чечню. В подтверждение своих доводов гособвинитель сослалась на санкционированный судом биллинг телефонных разговоров подсудимых, билеты на авиарейсы и другие документы.

Кроме того, прокурор добавила, что один из подсудимых также передал свой автомобиль свидетелю по делу, в отношении которого вынесено постановление о принудительном приводе в суд.

Необходимость заключения под стражу она мотивировала тем, что Махмудовы могут скрыться в ходе судебного процесса.

Адвокаты Джабраила и Ибрагима Махмудовых были категорически против ареста их подзащитных и обвинили прокурора в передергивании фактов. Они настаивали на том, что, согласно подписке о невыезде, которую на предварительном слушании суд оставил в силе, братья не должны были покидать место своей постоянной регистрации в городе Ачхой-Мартан Чеченской республики. «Когда в июле образовался перерыв в судебном заседании на неделю, они поехали к себе домой», — объяснял адвокат Ибрагима Махмудова Сайдахмед Арсамерзаев. Он пояснил, что для этого братьям пришлось проехать все названные прокурором регионы.

Однако, пробыв в совещательной комнате около часа, судья просьбу прокуратуры удовлетворил, после чего за подсудимыми явился конвой.

В зале возникла сутолока. Находящийся под стражей третий, старший брат Махмудовых Рустам принялся стучать ногами по клетке с бронированным стеклом. А еще двое приехавших на процесс в качестве зрителей братьев Махмудовых Тамерлан и Анзор Махмудовы, а также их отец, стали рваться к арестованным, чтобы попрощаться с ними. Конвой просил родственников держаться в стороне, что вылилось в бурую словесную перепалку. В итоге братьям все же удалось обняться с арестованными и забрать у них кое-какие вещи. Находящийся в клетке дядя братьев Махмудовых Лом-Али Гайтукаев назвал судью «гамбургским петухом».

Адвокаты готовят жалобу

Защитники были возмущены случившимся и пообещали обжаловать принятое решение в апелляционной инстанции Мосгорсуда. «Махмудовым была избрана только одна подписка, которую при мне заполняли — подписка о невыезде в Чеченской республике. Это значит, что они должны жить там, а в Москву ездить на судебные заседания, что они и делали, — подчеркнул защитник Джабраила Махмудова Мурад Мусаев. — Поэтому говорить, что они нарушили несуществующую подписку о невыезде из Москвы — это бред. Ее в природе не существует».

Адвокат отметил, что братья Махмудовы пробыли под подпиской о невыезде четыре года после первого оправдательного вердикта присяжных и являлись на все следственные действия по первому требованию. «Как можно было им менять меру пресечения? Это за пределами разумного!» — возмутился защитник, добавив, что после ранения Джабраил Махмудов вынужден каждый час делать болеутоляющий уколы. «У него нога не ходит, и в таком виде его заключают под стражу, слов нет», — посетовал адвокат.

«Одно звено в цепи»

Защитник Ибрагима Махмудова Сайдахмед Арсамерзаев признался BFM.ru, что не видит в решении суда ничего непредсказуемого. По его мнению, решение об аресте судья Павел Мелехин принял еще до начала процесса. «Когда утром судья предложил сделать завтра технический перерыв в процессе, он, видимо, уже знал о ходатайстве прокурора и о том, что его удовлетворит. Ведь для того, чтобы оформить арестованного в СИЗО, требуются минимум сутки, — поделился своими предположениями Арсамерзаев. — Мы предполагаем, что и приговор суда будет обвинительным. Арест это только одно звено в цепи, в конце которой будет поставлена жирная точка — реальное лишение свободы всем подсудимым».

Решение суда об аресте стало определённым сюрпризом и для представителей потерпевших — сына и дочери Анны Политковской Ильи и Веры. Их юристы Каринна Москаленко и Анна Ставицкая сегодня покинули суд, решив, что обсуждение технических моментов может пройти и без них. «Если бы мы знали, что будет решаться вопрос об аресте, мы непременно бы остались. Мы были бы против ареста», — призналась BFM.ru Москаленко. По ее мнению, суд совершил большую ошибку, поскольку неясно, какое впечатление это решение произведет на присяжных. «Мы бы хотели, чтобы решение по делу принималось в условиях точного соблюдения закона», — подчеркнула представитель потерпевших, усомнившись в правомерности решения суда.

Повторный суд

Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская, писавшая о нарушении прав человека в Чечне, была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома № 8/12 по Лесной улице, в котором она снимала квартиру. Следствие считает, что исполнителем убийства являлся старший из братьев Махмудовых Рустам, а помогли ему исполнить преступление его младшие братья Ибрагим и Джабраил.

Обвинение в организации убийства предъявлены также бывшему сотруднику УБОП Сергею Хаджикурбанову и дяде братьев Махмудовых, чеченскому авторитету Лом-али Гайтукаеву. Последний, по версии следствия, и принял заказ об убийстве журналистки от неустановленного лица.

Это уже второй судебный процесс по громкому делу. В феврале 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали Сергея Хаджикурбанова, а также Джабраила и Ибрагима Махмудовых. Их освободили из-под стражи. Впоследствии оправдательный приговор был отменен, а дело направлено на доследование, в ходе которого появились новые фигуранты.

Повторный процесс с участием присяжных стартовал в Мосгорсуде 24 июля.

Читайте также: Защита возложила вину за убийство Политковской на сотрудников ГУВД

До настоящего времени под стражей находились трое из пяти фигурантов: Сергей Хаджикурбанов (после выхода на волю был осужден за другое преступление BFM.ru), Рустам Махмудов и Лом-Али Гайтукаев. Джабраил и Ибрагим Махмудовы оставались под подпиской о невыезде. Никто их них вину не признал.

Следующее заседание по делу пройдет 4 сентября. В этот день обвинение продолжит представление доказательств.