За первые 5 месяцев китайская автокомпания «Чанчэн», более известная в России под брендом Great Wall, экспортировала в Россию всего лишь 14 автомобилей. В 2008 году она продала 14 тысяч машин. Провал продаж коснулся и других китайские брендов.

Сами производители списывают свой провал на рынке на кризис и другие объективные трудности, но эксперты указывают, что причиной является невысокое качество китайских машин.

В России компания известна, прежде всего, своими пикапами серии Great Wall Deer и внедорожниками SUV G5 и Hover CUV.

Однако, как сообщило агентство Синьхуа со ссылкой на представителей компании, сейчас автомобили Great Wall практически перестали пользоваться спросом в нашей стране. Если в 2008 году компания экспортировала в Россию около 14 тысяч автомобилей, то в этом году она планирует реализовать на российском рынке лишь 2-3 тысячи автомобилей. Однако, судя по результатам пяти прошедших месяцев, и эта цифра кажется слишком завышенной.

По данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, по объему продаж SUV и пикапов компания «Чанчэн» в течение долгого времени лидирует в стране, а внедорожник SUV G5 является №1 по объемам продаж в Китае, начиная с начала выпуска в 2003 году этой модели. В 2007 году Great Wall поставила на экспорт в 120 стран мира 51394 автомобиля на сумму свыше 450 млн долларов.

Глава отдела российского рынка этой автомобилестроительной компании Чжан Синьгуан главной причиной сокращения экспорта продукции в Россию назвал повышение таможенных пошлин на импортные автомобили. По его словам, рост ввозных пошлин заставило «Чанчэн» отказаться от экспорта своей продукции с использованием технологического процесса SKD (ввоз в страну готовых частей и агрегатов и сборка автомобиля на месте).

Кроме того, девальвация рубля и заметное сокращение спроса на российском авторынке также сказались на экспорте компании «Чанчэн». Синьгуан также сообщил, что в целях увеличения объема экспорта компания планирует переход на технологический процесс CKD (ввоз в страну отдельных комплектующих и сборка автомобиля на месте).

«Отличительной особенностью китайских автомобилей является их низкая цена, поэтому логично предположить, что девальвация и повышение таможенных пошлин станет серьезным препятствием для их продаж в России», — отметил BFM.ru аналитик «Банка Москвы» Михаил Лямин.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), всего с января по май Great Wall продала в России 1309 автомобилей, что на 71% меньше, чем за тот же срок в прошлом году (тогда продажи составили 4512 штук). Провально выглядят российские результаты и других китайских брендов. Chery за пять месяцев этого года продала в России 1491 автомобилей против 8730 за аналогичный период прошлого года (-83%), BYD — 761 автомобилей против 2265 (-66%), Lifan — 1105 авто против 1500 (-26%). О результатах Geely судить сложно, так как в первые пять месяцев компания продала 2812 автомобилей (из которых 1071 в мае), но за прошлый год подобная статистика у AEB отсутствует.

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы у китайских автомобилей начались еще до кризиса и в прошлом году продажи китайских автомобилей в России снизились до 44,65 тысячи, или на 26% по сравнению с результатами 2007 года. Правда, основное снижение (-58%) пришлось на авто Chery, которые до середины прошлого года собиралась в Калининграде, после чего их сборка была прекращена. Тогда как другие марки — Great Wall, Geely, BYD, Lifan, Brilliance и т. д. — в прошлом году наращивали продажи и надеялись на их рост и в 2009 году.

«На мой взгляд, основную роль в динамике продаж китайских автомобилей все-таки сыграло их низкое качество. Когда они только появились на рынке, то начали пользоваться популярностью, так как наш российский человек падок на новинки. Но когда продавец дает гарантию на машину на несколько лет, а она начинает быстро ржаветь, то тут покупатель начинает задумываться. И информация о таких проблемах с этими моделями быстро распространилась по сарафанному радио, — рассказал BFM.ru гендиректор Автомобильной торговой компании Александр Шаповалов. — У китайцев такая система, что независимо от формы собственности, если один из производителей добился успеха, то он обязан передать свои ноу-хау всем желающим, и не имеет права их скрывать. Они действительно совершенствуют свои автомобили, но надо понимать, что машина, которая «перерисована» — это не тот автомобиль, который создан по лицензии и под контролем известного западного производителя. Поэтому что касается собственно китайских моделей, то они пока далеки по качеству от высоких стандартов».