Октябрь 1993-го: о чем не пишут в учебниках
Сегодня исполняется 20 лет со дня первого конституционного кризиса в современной России, который перерос в беспорядки, стрельбу по Белому дому и попытку захвата телецентра «Останкино»
Читать на полной версииКто-то называет это «октябрьским переворотом», кто-то концом российского парламентаризма. В октябре 1993 года из-за противостояния президента Бориса Ельцина с вице-президентом Александром Руцким и главой Верховного совета Русланом Хасбулатовым погибли сотни людей, почти четыреста были ранены.
Как эти трагические события будут трактовать авторы нового учебника, Business FM рассказал секретарь рабочей группы по подготовке концепции нового учебника истории России для российских средних школ Денис Секиринский.
«Все события последних 20-25 лет излагаются пунктирно. Разработчики стараются избежать каких-то резких оценок и дать просто фактографический материал, особенно когда речь идет о таких трагических, с одной стороны, и дискуссионных проблемах, как события осени 1993 года, — говорит Секиринский. — Для одних это попытка красно-коричневого реванша, а для других это задушенный парламентаризм. Некоторые сравнивают события 1993 года с английской революцией, когда одержал победу парламент и проиграл король. Эти события должны излагаться, как это принято и сейчас в учебниках, как политико-конституционный кризис 1993 года и трагические события, последовавшие за ним».
В существующих учебниках события октября 1993 года глубоко не анализируются, отмечает учитель истории Дмитрий Лебедев: «Они упомянуты в учебнике, и их предыстория дана. Написано, что это были трагические события, которые повлекли гибель людей. И дальше переходят к следующему периоду в истории после 1993 года. Нет глубокого анализа этих событий. Естественно, что для детей, даже для старшеклассников, учебник вряд ли мог бы дать более жесткие характеристики».
Одним из итогов октябрьских событий 1993-года стало принятие новой конституции, где должность вице-президента была ликвидирована, а сам президент получил более широкие полномочия.