В Уголовном кодексе может появиться отдельная статья для банкиров. Член президиума «Справедливой России» зампред комитета по энергетике Олег Михеев предлагает сажать в тюрьму сотрудников кредитных организаций за доведение должников до самоубийства. То, что Уголовный кодекс уже предусматривает ответственность за это преступление вне зависимости от того, кто его совершил, депутата не устраивает.

«Что добавляется? Помимо указанных в законе методов давления, мы вводим термин «психологическое давление», — поясняет Михеев. — Сегодня происходит следующее: банки, у которых образовалась задолженность, передают долги коллекторским компаниям, которые, имея в руках этот договор, получают основание оказывать различные виды давления на людей, что и происходит. Практически сегодня есть большое количество тех, кого довели до самоубийства, кто находится на грани срыва, но остановить это невозможно. Сегодня используют, прикрываясь договором, эти рэкетирские методы работы с людьми, запугивание. Данный закон даст возможность правоохранительным органам понять, что они обязаны навести порядок и должны разобраться с теми людьми, которые усердствуют, а порой даже злоупотребляют своим рабочим положением. Они понимают, что получили кусочек власти, и оказывают психологическое давление на должников».

Однопартиец Михеева, президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков коллегу понимает только эмоционально. А решение проблемы видит в скорейшем принятии во втором и третьем чтениях своего законопроекта.

«Этот законопроект предусматривает, во-первых, предоставление максимума информации заемщику для того, чтобы он мог принять ответственное решение. Причем эта информация на первой странице, соответствующим шрифтом о полной стоимости кредита, о существенных условиях договора, — говорит Аксаков. — И во-вторых, там предусмотрен «период охлаждения». Бывает так, что человек под влиянием эмоций берет кредит, приходит домой и понимает, что ему будет тяжело обслуживать такой кредит. Соответственно, он в течение определенного промежутка времени, например, 10 дней, может отказаться от пользования таким кредитом. Ко второму чтению предусматривается также установление определенного лимита для так называемых ростовщических процентов, то есть кредитная организация либо микрофинансовая организация не смогут задирать выше определенной планки проценты по предоставляемому кредиту или займу. Ну и взаимоотношения с коллекторами также предполагается урегулировать. Нельзя будет звонить в неурочное время, оказывать методы психологического воздействия на заемщика, предполагается ограничить количество контактов между коллекторами и заемщиком».

Поправки Михеева уже направлены на согласование в правительство и Верховный суд. Если они будут поддержаны, в скором времени законопроект внесут на рассмотрение в Госдуму.