37-летний инвалид второй группы Михаил Косенко обвиняется в том, что 6 мая 2012 года на Болотной площади применил в отношении сотрудников органов правопорядка физическое насилие. По версии следствия, одному из правоохранителей, он нанес удар ногой и рукой, причинив легкий вред здоровью.

При этом гособвинитель уведомил суд, что Косенко страдает «хроническим психическим расстройством» и в период совершения деяний не сознавал их фактический характер. Прокурор просит отправить фигуранта на принудительное лечение в стационар. При том, что подсудимый, несмотря на болезнь, находится под стражей уже почти 16 месяцев.

Сам он вины не признает, а защита настаивает на амбулаторном лечении, отмечает адвокат Косенко Дмитрий Айвазян: «Вероятность того, что суд вынесет постановление о направлении на принудительное лечение, достаточно высока. Защита всеми средствами пытается сделать так, чтобы Косенко направили на амбулаторное лечение. Это было бы для него идеальным вариантом — психическое расстройство, не исключающее вменяемость. Косенко требуется амбулаторное лечение, но он не опасен для окружающих».

Подсудимый подозревает, что в клинике ему выпишут запрещенный во многих странах «Галоперидол» — антипсихотическое средство, которое применяют при шизофрении, маниакальных состояниях, бредовых расстройствах.

Защита считает, что в случае Косенко нужно проводить и независимую врачебную экспертизу, а не полагаться исключительно на специалистов из института Сербского с вердиктом «опасен для общества».

Известен советский опыт отправлять в «психушки» диссидентов за критику власти. Сейчас времена конечно не те, отмечает президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко: «Такие учреждения проверяются. Финансируются они из федерального бюджета. А врачи не изверги, я не думаю, что они будут ему назначать что-то более грубое, чем то, как он лечился на протяжении 12 лет амбулаторно».

У так называемых болотных активистов появилась надежда. Президент дал указание разработать проект амнистии осужденных к 20-летию российской Конституции. Кто под нее подпадет — еще большой вопрос. Однако, насколько известно, она применяется к осужденным в местах лишения свободы, а не к пациентам психиатрических стационаров. Впрочем, возможно Косенко все-таки быстро вылечат.