По мнению ученых, отвлекающим фактором является непосредственно беседа, а не только занятая рука водителя, поэтому даже с использованием hands free автомобилисты рискуют попасть в ДТП немногим меньше, чем держа трубку в руках.

BFM.ru решил провести собственное расследование и выяснить, насколько сильно отвлекает водителя разговор по мобильному за рулем: без специальных устройств, с использованием специальной гарнитуры и по громкой связи. Попутно мы узнали, как влияет на реакцию водителя распитие прохладительных напитков, курение и еда за рулем.

Для эксперимента мы взяли два автомобиля Audi: седан бизнес-класса A6 и новенький хэтчбек Audi A3 Sportback, и отправились в школу контраварийной подготовки Audi Quattro, что в парке Яхрома, в 40 км от Москвы. Большая площадка школы позволяет выставить любые упражнения и обеспечить их безопасное выполнение.

На площадке была построена специальная трасса, состоящая из змейки, разворотной площадки и змейки со смещенными конусами. Дело в том, что факторы, отвлекающие водителя, влияют на безопасность движения, в основном, в экстренных ситуациях, при маневрировании, перестроении, торможении.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Двое наши добровольцев: Александр, в возрасте 35 лет и с 12-летним стажем вождения (на Audi A6), и 29-летняя Елена, севшая за руль всего год назад (на Audi A3), должны были максимально быстро пройти построенную трассу. Сначала без каких-либо отвлекающих предметов.

В зачетном заезде водители показали следующие результаты:

Audi A6 — 41,26 секунды
Audi A3 — 41,19 секунды

Эти цифры и стали отправной точкой нашего эксперимента. Теперь Александру и Елене предстояло так же максимально быстро пройти трассу, разговаривая по телефону, с различными устройствами, употребляя напитки и еду…

С телефоном в руках

Результат этого эксперимента, в принципе, был предсказуем. Наши водители не только отвлекались на каверзные вопросы, но и не могли грамотно управлять автомобилем. Ведь даже несмотря на коробку-автомат и усилитель руля, действия водителя крайне ограниченны — свободная рука только одна.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В результате Audi A6 проехала круг за 55,01 секунды — на 33% хуже, чем без телефона. А менее опытный водитель на Audi A3 и вовсе прошел трассу на 65% медленнее — за 1 минуту 08,20 секунд. Стоит отметить, что всего за 1 секунду машина, двигающаяся со скоростью 60 км/ч, преодолевает почти 17 метров. А они могут стать критическими в экстренной ситуации.

Вывод: разговор по мобильному телефону за рулем крайне опасен и требует жесткого наказания.

Hands free

Не все автомобили оснащены bluetooth, поэтому многие водители используют hands free-гарнитуру (наушники и микрофон), разговаривая за рулем. В этом случае руки автомобилиста всегда находятся на руле, что, разумеется, упрощает процесс управления.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Тем не менее, как показал наш эксперимент, даже с использованием hands free водители сильно отвлекаются от управления. Особенно малоопытные. В частности, Елена на Audi A3 проехала трассу за 50,6 секунды — на 23% хуже, чем в зачетном заезде. Александр на Audi A6 преодолел трассу ощутимо быстрее, но и его результат оказался на 15% хуже (47,3 секунды), чем когда он двигался, не разговаривая за рулем.

Вывод: гарнитура освобождает руки водителя, но его внимание все равно приковано к разговору, он отвлекается на вопросы, думает над ответами — в результате, действительно, сильно рискует попасть в ДТП.

Громкая связь

Теоретически разницы в разговорах по громкой связи (просто по телефону, либо по bluetooth, подсоединившись к системе автомобиля) или с помощью наушников и мифрофона быть не должно. На деле она принципиальна.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В ходе нашего эксперимента опытный водитель на Audi A6 вообще практически не отвлекался от дороги, воспринимая голос из колонок автомобиля, как радио. Хотя отвечал достаточно четко и быстро. В результате он проехал трассу даже быстрее, чем, не отвлекаясь на беседу — за 40,5 секунды. Однако в данном случае это преимущество стоит отнести к регулярным повторам упражнений и адаптации к ним водителя. Тем не менее, результат налицо.

А вот водитель с небольшим опытом по-прежнему отвлекается на разговоры, даже по громкой связи, хотя и заметно меньше. Audi A3 проехала трассу за 45,9 секунды — на 11% медленнее, чем в зачетный заезд.

Вывод: самым безопасным устройством для разговора за рулем очевидно является «громкая связь». Ведь в данном случае не идет прямого, жесткого воздействия на перепонки, да, собственно, и уши не заняты посторонними предметами, как в случае с использованием hands free. Впрочем, стоит отметить, что водителям с небольшим стажем все равно желательно ограничить разговоры за рулем, так как из-за меньшего опыта они отвлекаются даже на незначительные раздражители.

Попить и поесть

Изрядно проголодавшимся в ходе эксперимента добровольцам мы предложили немного подкрепиться… опять же за рулем. Ведь зачастую водители не успевают позавтракать дома, и предпочитают взять с собой чашечку кофе, бутерброд, ну или батончик шоколада. И они не задумываются, что употребляя эти яства, они также рискуют попасть в ДТП.

Например, в ходе нашего опыта, уминая шоколад, Елена проехала хуже на 29% — за 53,73 секунды. Ей даже пришлось положить в сторону батончик, чтобы развернуться, причем делала она это аккуратно, стараясь не испачкаться. Потом она отвлекалась, чтобы найти шоколад и взять его, опять же, не испачкав руки. Ну, а с напитком ситуация еще усугубилась. Во-первых, с бутылкой ты уже не сможешь помочь себе рукой — ее обязательно надо поставить на место. Во-вторых, ты боишься пролить воду, а это является дополнительным фактором, отвлекающим от дороги. В результате, Елена выпивая воду, преодолела трассу за 55,17 секунды — на 33% медленнее, чем в зачетном заезде.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Более опытный водитель Александр справился с поеданием шоколада значительно проворнее, и на его скорости руления это практически не сказалось. Так как он легко рулил двумя руками, в одной из них держа батончик шоколада. Тем не менее, и его время было не идеальным — 44,86 – на 9% медленнее, чем во время зачетного заезда.

После мы предложили Александру закурить, опять же за рулем. К удивлению, сигарета вообще не помешала водителю пройти трассу. Так как ее опять же можно держать в руках, либо в зубах. Разницы с зачетным временем в итоге практически не было. Однако стоит помнить, что, во-первых, курение само по себе вредно. Во-вторых, сигарета может упасть на пол или даже на сиденье, а это гораздо более отвлекающий фактор, чем даже разговор по мобильному в руках.

Вывод: вставайте пораньше, завтракайте дома, особенно это касается начинающих водителей. Ну а курить вообще лучше бросать. И помните, машина — это средство повышенной опасности, и отвлекаться в ней можно только на дорогу.

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru