Автомобильные заторы на дорогах помогают мегаполисам развиваться. К такому выводу пришли французские физики, установив зависимость между масштабом заторов и появлением новых деловых центров в крупных городах. Пробки, как показало исследование, приводят к нестабильности города с единым деловым центром, в который каждый день едут работники из спальных районов. В результате появляются новые деловые центры на периферии.

Такая теория вполне имеет право на жизнь, считает обозреватель автомобильной газеты «Клаксон» Кирилл Сазонов: «Даже в той же Москве есть примеры того, как бизнес-центры постепенно начали создаваться и на окраинах. В Химках есть крупные бизнес-центры, на том же «Водном стадионе», в «Алтуфьево». Почему нет? Вполне здравая идея, вполне может быть такое».

Офисы надо размещать на окраинах, к этому давно уже пришли эмпирическим путём, это задача градостроителей, и физики здесь ни при чём, считает директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Коротаев.

«40% мест приложения труда находится в Центральном административном округе, — говорит Коротаев. — Это значит, что места приложения труда надо размещать на периферии города. Не должен командовать бизнес. Это дело градостроителей и людей, принимающих решение по размещению этих объектов. У нас всегда так — мы сначала совершаем ошибки, чтобы потом их исправлять».

Компьютерная модель определила, что, если исходить только из поиска работы по привлекательности, то на первом месте стоит зарплата, а не время, проводимое в пробках. Модель, в которой ключевую роль играло расстояние до делового центра, привела к дроблению одного мегаполиса на несколько отдельных городов с едиными центрами.