Частые референдумы, на которые выносятся вопросы об изменениях в Конституцию или в отдельные законы страны — это, пожалуй, ключевой элемент швейцарской уникальной и давно устоявшейся традиции прямой демократии. Иными словами, прямого народного волеизъявления. Более чем столетний опыт проведения референдумов на национальном, кантональном или общинном уровне достаточно четко показал, что швейцарская система референдумов гарантирует не только максимальный уровень самоопределения и свободного волеизъявления, но и стабильность самой политической системы, причем на уровне, которому другие могут только позавидовать.

Референдумы проводятся действительно весьма часто. И они реально влияют на работу и парламента, и правительства. Опыт показывает, что партия, проигрывающая по какому-либо вопросу в парламенте, легко может объявить референдум по спорному новому закону. И история показывает, что даже одна из пяти ведущих партий легко может выиграть референдум и заблокировать этот новый закон, если он покажется слишком уж жестким. Популярные в немецком языке политические термины Referendumsdrohung (угроза референдума) и mit Referendum drohen (угрожать объявить референдум) не найдешь в словаре, но их часто можно встретить в швейцарских газетах, в статьях о парламентских дебатах.

У упомянутой выше прямой демократии есть два основных инструмента — это выборы и референдумы. Референдумом, как известно, именуется голосование граждан для принятия решения по вопросу государственной важности или местного самоуправления. Всех граждан, а не каких-либо их представителей. Но выборы, неважно, в большей степени демократические, или в меньшей, встречаются много где. А вот к референдумам прибегать часто не принято. Швейцария — чуть ли не единственное исключение.

Референдумы в Швейцарии зародились некогда сначала на кантональном уровне. Первый общегосударственный референдум состоялся в начале XIX века по вопросу о принятии новой Конституции. С 1848 года в стране прошло более 500 референдумов на федеральном уровне. При этом в 70% случаев речь шла об изменениях в Конституции или принятии тех или иных законов.

То, что высшей законодательной властью в Швейцарской Конфедерации обладает именно народ, который выражает волю свою посредством голосований-референдумов, четко закреплено в швейцарской Конституции. Причем на референдумы выносятся как глобальные вопросы — изменения и дополнения к Основному закону страны, принятые парламентом законы (которые референдум может легко обратить вспять), международные договоры правительства, так и гораздо более мелкие или просто более понятные простому обывателю вещи.

Например, недавно, буквально в текущем году, на референдум в Швейцарии был вынесен вопрос об оплате труда топ-менеджеров и о выплатах, которые у нас принято именовать «золотыми парашютами». По инициативе политика и бизнесмена Томаса Миндера людей решено было спросить, поддерживают ли они закон об ограничении зарплат и бонусов топ-менеджеров. Инициативу Миндера прозвали «Инициативой по жирным котам». На руку сторонникам ограничений сыграл тот факт, что буквально накануне референдума поступила информация о выплате сверхкрупного по швейцарским меркам бонуса уходящему в отставку главе совета директоров фармацевтического концерна Novartis Даниэлю Васелле. Васелла должен был получить «парашют» в 72 миллиона швейцарских франков (58,3 миллиона евро или 78,8 миллиона долларов). Но из-за бури негодования в стране вынужден был отказаться от денег. На фоне столь вопиющего для альпийского государства случая сложно было предположить иной исход референдума — почти 63% одобрили инициативу, и она стала законом.

Минарет мечети в Женеве. Фото: Reuters

Среди других интересных референдумов последнего времени (кстати, стоит отметить, что с конца ХХ века количество вопросов, выносящихся на общенациональные референдумы, в Швейцарии ощутимо выросло по сравнению с предшествующими временами) можно отметить и референдум ноября 2009 года, когда на голосование был поставлен вопрос о том, можно или нельзя (или стоит или не стоит) строить в стране новые минареты. Вопрос оказался весьма важным для швейцарцев — 53% обладающих правом голоса решили высказаться и в итоге больше половины (57,5%) граждан высказались против строительства новых минаретов в государстве. Как отмечали тогда все СМИ, парламент и правительство Швейцарии негативно относились к этой инициативе, считая ее нарушением демократических норм. Но благодаря тому, что швейцарские законы разрешают выдвижение народных инициатив по изменению Конституции и выставление их на референдум вне зависимости от того, одобрены ли эти инициативы парламентом, группа правых партий и смогла устроить такой референдум. И не прогадала. Причем, что интересно, на момент проведения референдума во всей Швейцарии было всего 4 минарета при мечетях и пятый строился. При этом ни один из минаретов не использовался по прямому назначению (для муэдзинских призывов на молитву) — из-за закона о тишине. Принятый по итогам референдума закон не запрещает строительство новых мечетей (нельзя только минареты); на уже существующие минареты он тоже никак не влияет.

Еще пример. Швейцария — одна из немногих стран в Европе (наряду с Данией, Грецией, Норвегией, Финляндией и Австрией), где все еще сохраняется такой почти что уже анахронизм как всеобщая воинская повинность. Все больше голосов в последнее время раздается за отмену этой повинности. Наконец, к сентябрю 2013 года этих голосов стало так много, что вопрос удалось вынести на общегосударственный референдум.

Фото: Reuters

Призывают в Швейцарии всех мужчин в 19-20 лет, признанных годными по здоровью. Срок службы — 260-300 дней. После первого длинного периода армейской службы мужчины регулярно проходят трехнедельные военные сборы. Швейцарская армия насчитывает 155 тысяч военнослужащих (к 2016 году должно сократиться до 100 000). Многие граждане считают, что 6% общего бюджета на оборону — это перебор в условиях отсутствия внешней угрозы и государственной политики нейтралитета. Однако воинская обязанность в Швейцарии с давних пор считается элементом воспитания и закалки «швейцарского мужского характера». Поэтому многие выступают за сохранение призыва — как полезной вещи для воспитания патриотических чувств.

В итоге большинство граждан высказались против отмены призыва. За его сохранение высказались аж 73% участвовавших в референдуме. Причем референдум по этому вопросу проводился уже в третий раз — предыдущие два, в 1989 и 2001 годах, тоже оканчивались поражением сил, выступающих за исключительно профессиональную армию.

Еще один интересный и связанный с армейскими традициями швейцарцев референдум прошел за 2 года до того. В Швейцарии есть один необычный закон. Согласно ему, отслуживший в армии швейцарец имеет право оставить у себя свое боевое армейское оружие. И хранить его дома «на случай войны». Закон, понятное дело, очень древний. И вот в 2011 году группа граждан предложила отменить его — ссылаясь на статистику, гласящую, что в Швейцарии — самый высокий в Европе процент самоубийств из огнестрельного оружия. Но народ не поддержал пацифистов — 60% голосовавших сказали «нет, старый закон отменять не надо». По данным статистики, из 8-миллионного населения Швейцарии сейчас примерно 2,4 миллиона человек действительно хранят дома оружие и, как выяснилось пару лет назад, не хотят лишаться этой привилегии.

Население всей Швейцарии — немногим менее 8 млн человек. При этом правом голоса обладают порядка 3,25 миллиона. Ходят на референдумы тоже далеко не все — обычно явка составляет от 25% до 40%, в зависимости от интересности выносимого на голосование вопроса, в особо животрепещущих случаях явка стремится к 50%. Так, например, вопрос о бонусах топ-менеджерам заставил сделать свое волеизъявление 45,4% швейцарцев; примерно такой же интерес вызвал вопрос о поддержке или неподдержке политики центрального правительства в области семьи; а вот вопрос о прямых выборах в Федеральный совет (правительство) Швейцарии вызвал интерес лишь у 26,3% обладающих правом голоса.

Швейцария страна современная, поэтом и голосовать можно по-современному — проще всего через Интернет. То есть, можно не только никуда не ходить, но и (с 2013 года) голосовать из-за границы — именно так делали граждане Швейцарии, проживающие за рубежом.

Четких сроков для референдумов нет, но обычно швейцарцы выражают свою волю четыре раза в год: в марте, в июне, в сентябре и в декабре, обычно в воскресенье. В последнее время на референдум каждый раз выносится сразу несколько вопросов.

Для созыва референдума по какому-либо законодательному вопросу нужно за 100 дней после принятия парламентом того или иного закона, мнение о котором планируется узнать на референдуме, собрать 50 000 подписей. А 100 000 граждан Швейцарии могут при желании инициировать полный пересмотр союзной Конституции.

Результат референдума имеет силу закона. Как проголосовали — так тому и быть. Вплоть до следующего референдума, если кому-то удастся вынести тот же вопрос на обсуждение еще раз.