Сырьевой трейдер Gunvor нашел новую цель для покупки в Африке. Компания объявила об увеличении своей доли в южноафриканском угледобытчике Keaton Energy с 23,9% до 34,99%. Gunvor выкупил доэмиссию угольной компании и вложил в нее около 5 млн долларов. Трейдер также предоставил компании предоплату более чем в 10 млн долларов под залог гарантии последующих экспортных поставок угля по фиксированной цене.

Сырьевые трейдеры нередко покупают миноритарные пакеты в добывающих компаниях под гарантии последующего сбыта продукции, отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников.

Например, два года назад крупнейший публичный сырьевой трейдер Glencore приобрел горнорудную компанию Xstrata. Благодаря этой покупке трейдер обеспечил себя сырьем и смог добиться повышения собственной рентабельности.

Схожую стратегию ранее использовал и Gunvor. Например, компании принадлежат миноритарные доли в шведской нефтяной компании PA Resourses и офшоре Lundin Petroleum, владеющем правами на освоение Ланганского блока на Каспии.

Что касается Keaton Energy, то ей нужны средства для увеличения производственных мощностей с нынешних 1,5, до 5 млн тонн. Для этого угледобытчик ищет средства для покупки месторождений Moabsvelden, Roodepoort и Bankfontein в Южной Африке.

Андрей Третельников
Аналитик Rye, Man & Gor Securities
«
Наличие Gunvor в партнерах упростит компании сбыт угля. «Активы Keaton Energy расположены недалеко от угольного портового хаба, и при наличии ЖД инфраструктуры рядом с месторождениями, Gunvor сможет без дополнительных транспортных расходов экспортировать уголь».

Помимо доли в Keaton Energy, сырьевому трейдеру принадлежат 30-процентные доли в американском руднике «Пик Сигнальный» и российской компании «Колмар».

Еще один мотив покупки доли в Keaton Energy — диверсификация бизнеса. Большая часть товарооборота Gunvor по-прежнему приходится на нефть и нефтепродукты. При этом компания стремится снизить свою зависимость от российского рынка. Несколько лет назад один из основных партнеров компании — государственная «Роснефть» — начала сотрудничать с зарубежными лидерами отрасли Glencore и Vitol по долгосрочным контрактам. Хотя «Роснефть» и заявила о готовности браться и за совместные проекты с Gunvor, практического воплощения эта задумка пока почти не получила.