Белоруссия перекрыла нефтепродуктопровод для поставок дизельного топлива российских НПЗ на экспорт из латвийского порта Вентспилс, ссылаясь на техническую неисправность трубы, сообщило вчера агентство Reuters.

При этом белорусские власти обещают возобновить прокачку после «устранения дефектов», которое должна осуществить российская сторона. Позиция российского оператора продуктопровода, госкомпании «Транснефтепродукт» такова: согласованный с Белоруссией план ремонта трубы выполнялся согласно утвержденному плану, и остановка прокачки стала полной неожиданностью.

Обращает на себя внимание, что Министерство по чрезвычайным ситуациям Белоруссии запретило эксплуатацию белорусского участка нефтепродуктопровода Унеча—Вентспилс в тот же день, когда российский Россельхознадзор объявил о запрете импорта мяса с белорусских Брестского и Гомельского мясокомбинатов — крупнейших в мясной отрасли республики. Таким образом, боевые действия на российско-белорусском торговом фронте снова активизировались после относительного затишья, наступившего после установления «молочного» мира.

Разумеется, белорусская сторона исключает политическую или финансовую подоплеку происшедшего. «После двух аварий на участке Унеча—Вентспилс была проведена комплексная проверка и выявлено более тысячи технических дефектов. Они должны были быть устранены к 17 июля. На настоящий момент устранено лишь 243 дефекта, в связи с чем принято решение о приостановке эксплуатации», — заявил Reuters пресс-секретарь белорусского МЧС Виталий Новицкий.

«Комплексная диагностика проводилась в конце 2008 года. По результатам проверки действительно выявлено было 1082 дефекта. Но отчет Госпромнадзора Белоруссии мы получили только в июне 2009-го и в июне же согласовали с белорусской стороной план устранения дефектов на 2009 год — 150 дефектов, отнесенных к первой группе», — отвечает на это первый вице-президент «Транснефтепродукта» Владимир Назаров. Ежегодный объем транзита российских нефтепродуктов по территории Белоруссии составляет около 10 миллионов тонн.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов в интервью радиостанции Business FM заявил, что причины решения Минска носят сугубо политический характер. «Очевидно, что изношенность инфраструктуры достоточно высокая. Но не это основная причина остановки прокачки, тем более в достаточно важный летний период, — сказал он. — Это связано с попыткой Минска усилить переговорные позиции по финансированию и кредиту. Особенно после принятия решения о создании антикризисного фонда ЕвроАзЭС».

Глава Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Янис Юрканс также считает решение Белоруссии политическим, однако ведущим к серьезным экономическим потерям в том числе для Латвии. «Транзит остановился, — сказал Янис Юрканс РИА «Новости». — Я не скажу в цифрах, сколько именно денег мы теряем, но для многих фирм, которые занимаются транзитом, это серьезные потери».

Владимир Назаров затруднился оценить срок запуска продуктопровода.

Дмитрий Абзалов полагает, что проблема будет решена в течение месяца в ходе переговоров, ведь именно их и добивается Минск. «В течение нескольких ближайших недель поставки нефтепродуктов останутся основной темой переговоров со стороны Белоруссии, — прогнозирует он. — Причем Минск будет активно увязывать этот вопрос со стоимостью кредита. К серьезному конфликту это не приведет, однако факт того, что Белоруссия начинает в очередной раз использовать свой статус для того, чтобы добиться преференций по вопросу кредитования, не может не настораживать Москву».