Ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным российским спутником связи рухнул над Китаем на десятой минуте запуска. Обломки, скорее всего, не долетели до Земли, сообщил глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Одна из возможных причин — падение давления в одном из рулевых двигателей ракеты. Дмитрий Рогозин написал в Twitter, что единственный способ борьбы с «космическими» авариями — «последовательное реформирование отрасли».

Почему, несмотря на смены руководства и уже проведенные масштабные реформы, «Протоны» продолжают падать?

Видеокадры нового запуска ракеты «Протон» очень напоминают то, что мы видели на телеэкранах около года назад — ракета летит вверх, и, вдруг, резко меняет траекторию и дугой уходит вниз, превращаясь в мигающую точку. Во время трансляции на сайте Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева диктор говорит о возникновении нештатной ситуации, трансляция прекращается: «Пошел контакт подъема. Стабилизация ракетоносителя устойчивая. Есть сокращения двигателя первой ступени. Есть отделение первой ступени. Возникла нештатная ситуация. Репортаж окончен».

Роскосмос объяснил, что на десятой минуте полета отказал двигатель третьей ступени из-за отклонения «Протона» от траектории полета, «прошла ошибка по углу и крену». Из-за чего это могло произойти, не уточняется. По признанию многих экспертов, сама ракета — «идеальная». Возможно, в одном из рулевых двигателей упало давление, не исключил глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Он занял пост только прошлой осенью, когда после аварии с «Протоном», рухнувшим с тремя спутниками ГЛОНАСС, был заменен Владимир Поповкин. Тогда же было объявлено о масштабной реформе космической отрасли. Собирались значительно усиливать контроль за производством ракет. Что изменилось? Комментирует научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

«
Кадры, конечно, никак на технику не влияют. Технически где-то год назад была принята программа, доложена Роскосмосом, по повышению надежности. Как эта программа реализуется, сказать трудно. У нас все закрыто. Но, видимо, приоритеты не так расставлены, поэтому аварии продолжают возникать. И возможно эта программа вообще осталась на бумаге».

Пролетая над Китаем, сгорели почти 10 миллиардов рублей. Именно в такую сумму оценивают ракеты и спутник, который должен был стать самым мощным российским спутником связи. Замену ему построят только через три года. Но есть ли гарантия, что «Протоны» не продолжат падать? Комментирует член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш:

«
В данном случае идет речь о человеческом факторе, недостаточно ответственном к результатам своей работы. Возможная причина заключается в том, что космонавтика по-прежнему не является делом первостатейной государственной важности, как это было в советские времена. Но если государственная власть так проявляет равнодушие к космонавтике, то вряд ли стоит ожидать от слесарей, монтажников, сборщиков пассионарного отношения к результатам своей работы. Отвинтилась какая-то гайка? Ну, да ладно, Россия богатая, еще один сделает».

Вспомним, почему в прошлом году рухнул «Протон» с тремя аппаратами ГЛОНАСС. Перевернутый слесарем датчик, к тому же насильно вставленный в другое место, почему-то не заметил никто из тех, кто контролировал его работу.