Правые партии на выборах в Европейский парламент почти повсеместно добились крупного успеха, выступая с антиевропейских, националистических или изоляционистских позиций.

Во Франции «Национальный фронт» Марин Ле Пен вышел на первое место с 26% голосов. В Англии ЮКИП, партия независимости Соединенного Королевства, также собрала наибольший процент голосов — 27%. В Германии проевропейские христианские демократы Ангелы Меркель победили с 35% голосов, но антиевропейская партия «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland) выступила сильно, получив 7% голосов. Любопытная деталь: в руководство «Альтернативы» входит профессор петербургского университета Ирина Смирнова, работающая сейчас в Германии.

Анализировать новый политический пейзаж Европы придется еще долго и много. Я пока отмечу только несколько важных моментов.

Во-первых, это не победа «фашистов» в Европе. Правые националисты — это еще не фашисты. К тому же партии евроскептиков серьезно отличаются друг от друга в идеологии и программных лозунгах. И они не получат, по всей видимости, блокирующего числа мандатов в Европейском парламенте. Им, видимо, достанется в общей сложности около 25% мест. Рабочее большинство останется за центристскими партиями, скорее всего, за правым центром.

Во-вторых, успех крайне правых не повсеместен. В Греции, например, успеха добилась коалиция левых радикалов СИРИЗА, которая также выступает против единой Европы, но по своим, левым причинам.

Особенно интересно отвлечься от схожих антиевропейских, антииммигрантских лозунгов и посмотреть на различия между французским «Национальным фронтом» и ЮКИП в экономике.

Если упростить, то ЮКИП выступает с праволиберальной повесткой: за снижение корпоративных налогов и полную отмену налога на наследство. Обе эти меры в пользу бизнеса. Партия считает возможным сократить расходы в государственном секторе на 77 млрд фунтов, но не в ущерб жизненно важным службам, а за счет сокращения государственного аппарата. Например, одна из идей — резко сократить размеры министерства здравоохранения, а высвободившиеся средства передать на региональный уровень — управлениям здравоохранения в графствах. Во внешнеэкономической области ЮКИП носится с идеей создать зону свободной торговли на основе Содружества — стран бывшей Британской империи.

«Национальный фронт» — это правые совсем другого толка, этатисты-государственники. Ле Пен — за усиление роли государства во всех сферах, в том числе в экономике — за протекционизм, против глобализма и за усиление государственного контроля не только в сфере здравоохранения и образования, но также в банковской сфере, в энергетике и на транспорте.

Лидер ЮКИП Найджел Фарадж раздражается, когда его сравнивают с Марин Ле Пен, называл «Национальный фронт» антисемитским, за что Ле Пен обвинила его в клевете. Между ними просто нет «химии» для сотрудничества, которое «Национальный фронт» пытается организовать между правыми партиями по всей Европе, включая и Россию.

Что получится и получится ли вообще у правых в Европейском парламенте и вообще в ЕС, мы еще поговорим.