На Востоке Украины официально начало действовать недельное прекращение огня. Таким образом, вступил в силу мирный план избранного президента Украины Петра Порошенко. Западные лидеры, а также Россия документ поддержали. Наблюдатели считают, что шансов на прекращение боев очень мало, но в целом настрой такой — надо же с чего-то начинать.

Мир положительно реагирует на временное прекращение огня на Востоке Украины. Президент России Владимир Путин обсудил ситуацию по телефону с Меркель и Олландом, Лавров — с Керри. Запад просит Москву содействовать в установлении мира, что означает — повлиять на ополченцев Донбасса в прекращении сопротивления.

Стоит отметить, что вновь идет разговор о санкциях. Эксперты предполагают, что обсуждения новых ограничений по отношению к России нужны Западу для того, чтобы Кремль активней убеждал своих сторонников сложить оружие и покинуть Украину. Однако у России есть свои требования — диалог должен идти между всеми участниками конфликта. Киев не удовлетворяет требование Москвы и утверждает, что лидеров сопротивления никто не выбирал, не понятно, какой у них круг полномочий, и насколько они контролируют ситуацию. То есть, по идее, нужно сначала прекратить огонь, провести выборы, желательно под контролем международных наблюдателей, а затем вести переговоры. Начинается большой политический торг.

Если за неделю договориться не удастся, Порошенко переходит к плану «Б». А это, скорее всего, мощное наступление, достижение военной победы, установление контроля в Донбассе. Большинство наблюдателей считает, что шансы на прекращение войны за неделю малы хотя бы потому, что семь дней — это не срок, отмечает украинский политолог Владимир Фесенко.

Владимир Фесенкополитолог«Для Порошенко очень важно: он выступил инициатором мира, не Россия, не сепаратисты, а именно Порошенко. Мир отвергли, не по его вине, они не захотели принять эту формулу мира, хотя она во многом совпадает и с теми идеями, которые выдвигались по линии ОБСЕ, которые выдвигались в Женеве, но вот сепаратисты отвергли. Они продолжают войну. Что делать? Поэтому Порошенко и Украина получают моральное право продолжить военные действия против сепаратистов».

Хотя обе стороны должны понимать, что надо все-таки искать какой-то компромисс. Киеву сложно победить, в свою очередь непризнанные республики могут успешно отбивать атаки. Однако нужно что-то предлагать мирному населению, кроме постоянных боевых действий и грядущей гуманитарной катастрофы. ЛНР и ДНР, скорее всего, будут терять поддержку, тем более что есть принципиальный момент: несмотря на риск обвинений в сдаче «русской весны», Путин демонстрирует, что переговоры нужно вести о статусе южных и восточных регионов именно в составе Украины, отмечает политолог Алексей Арбатов. Местные жители должны получить гарантии равных прав с другими гражданами этой страны.

Алексей Арбатовполитолог«Путин не поддержал идею, которая зачастую выдвигается в этих областях и в Москве сторонниками радикальных решений о том, что, кроме отделения, других вариантов решения вопроса не существует. Путин четко зафиксировал свою позицию, что, кроме отделения, существуют другие варианты, когда эти области останутся в составе Украины, но на определенных условиях».

Некоторые эксперты отмечают, что ни украинские радикалы, ни местные олигархи не хотят прекращения войны. Например, губернатор Коломойский, который вооружает разные батальоны, а ему в итоге предложат уйти в связи с конституционной реформой. Мало шансов, что договориться удастся, по крайней мере, с первого раза. Но то, что состоялась первая попытка — это уже успех, какая-никакая надежда.

В воскресенье вечером пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин приветствует сообщения о начале предварительных контактов лидера общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука в Донецке и Луганске. В ходе переговоров с представителями самопровозглашенной Донецкой народной республики Медведчук получил согласие на встречу с миссией ОБСЕ по налаживанию диалога между Киевом и юго-востоком Украины. Виктор Медведчук последовательно поддерживает идею федерализации Украины. Одновременно он пользуется уважением в Киеве, с ним также знакомы на Западе.

По последним данным, несмотря на объявленное перемирие, бои на Юго-Востоке продолжаются.