Сегодня проект развития территории Москвы-реки в центре столичного внимания. Еще бы! Зона влияния главной водной артерии Москвы — это 10% территории города в его старых границах. Среди основных задач проекта глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин называет реорганизацию промышленных и складских объектов, развитие рекреационного потенциала территории, частичное освобождение набережных от автотранспорта и их обустройство для пешеходов и велосипедистов.

Понятно, что вся эта долгая и дорогостоящая работа требует единой, продуманной и просчитанной концепции, чтобы берега Москвы-реки не напоминали небрежно сшитое лоскутное одеяло. В том же ключе вопрос реорганизации своих набережных сегодня пытаются решать практически все наши города, чья жизнь тесно связана с реками: и Казань, и Иркутск, и Пермь, и, конечно, Санкт-Петербург, Северная Венеция, которая в этом списке, понятное дело, стоит особняком.

Водная прогулка, прошедшая в рамках недавнего форума «Будущий Петербург», показала: питерские берега застраиваются, и даже весьма активно, но бессистемно, а реконструкция набережных часто направлена лишь на обеспечение автомобильного транзита. И, по мнению гендиректора Института территориального планирования «Урбаника» Антона Финогенова, концептуально Петербург сегодня отстает даже от Москвы: «Почему так происходит? Наверно, потому что есть определенное, как оно было и в Москве, строительное и проектное лобби, которое привыкло реализовывать проекты в традиционных форматах. С этим лобби можно бороться только формированием некой четкой доказательной базы, что без серьезного увеличения затрат эти набережные могут быть гораздо более эффективны для города не только в части автомобильной значимости, но и как общественное пространство».