На днях мне довелось прокатиться с ветерком на настоящем робомобиле. Пусть пока это студенческий проект, но реализован он на вполне реальной машине.

Проехаться в «Газели» без водителя мне предложила команда КБ «Аврора» из Рязанского радиотехнического университета. Она разработала электромеханическую систему управления основными узлами автомобиля.

Забраться в «робо-Газель» и наблюдать с места пассажира, как самостоятельно крутится руль и нажимаются педали, было жутковато. Организаторы испытаний предупреждали: случиться может всякое. Но все прошло отлично — робомобиль провез меня по участку трассы, бодро объезжая статичные препятствия и выскакивающих на дорогу тестировщиков. Отважные люди.

Машина двигалась автономно — никакого телеуправления, только самостоятельное ориентирование на местности при помощи датчиков, сенсоров и камер. На крайний случай была припасена «стоп-кнопка», при нажатии которой робомобиль полностью глушится. Впрочем, этого не понадобилось.

К слову, незадолго до российских испытаний в Германии прошли тесты самоуправляемого грузовика Mercedes с интеллектуальной системой Highway Pilot. Система выглядит готовой и совсем не студенческой. Но, по озвученным данным, производство «грузовиков будущего» начнется не раньше 2025 года. Такая отсрочка связана не с техническими вопросами, а с необходимостью создания законодательной базы для использования роботизированных авто. С этой задачей рано или поздно столкнутся все страны. Нам бы — не отстать.