В российском Генштабе рассказали о последних минутах полета малайзийского Boeing 777. Данные объективного контроля на брифинге озвучил начальник главного оперативного управления Генштаба генерал Андрей Картополов. По его словам, до Донецка самолет летел по установленному коридору. Далее по невыясненным причинам отклонился в сторону на 14 км, начал обратный маневр и в это время был сбит.

С 17:20 было зафиксировано устойчивое падение скорости лайнера. В 17:23 он исчез с экранов радаров. Все это время за ситуацией в небе наблюдал пилот украинского военного самолета, рассказал на брифинге начальник главного штаба военно-воздушных сил генерал-лейтенант Игорь Макушев.

Игорь Макушевначальник главного штаба военно-воздушных сил, генерал-лейтенант«В 17 часов 20 минут на удалении 51 км от государственной границы Российской Федерации на азимуте 300 градусов самолет резко начал терять скорость, что отчетливо видно в табло характеристик воздушного объекта. При падении скорости до 200 км/ч в 17 часов 21 минуту 35 секунд в месте разрушения Boeing появляется новая отметка о воздушном объекте. Данный воздушный объект устойчиво наблюдается радиолокационными постами Усть-Донецк и Бутуринское в течение четырех минут. Диспетчер, запрашивая характеристики вновь появившегося объекта, данные о его параметрах получить не может, так как, вероятнее всего, воздушное судно системой вторичного опознавания не оборудовано, что характерно для военных самолетов. Раннее обнаружение данного воздушного объекта не представлялось возможным, так как контроль воздушной обстановки осуществляется радиолокационными средствами дежурного режима с возможностями по обнаружению на данной дальности на высоте полета более 5000 метров.Обнаружение стало возможным при наборе высоты. Дальнейшее изменение параметров полета объекта по курсу свидетельствует о том, что он барражирует в районе разрушения Boeing-777 и осуществляет контроль за развитием ситуации. Ранее украинские официальные лица сообщали, что в этот день украинских военных самолетов в районе авиационного происшествия не было. Как видите, это не так».

Начальник главного оперативного управления Генштаба генерал Андрей Картополов обратился к американским коллегам с просьбой предоставить снимки со спутника, которые подкрепляют версию США о том, что малайзийский Boeing был сбит ополченцами.

Андрей Картополовначальник главного оперативного управления Генштаба, генерал«У нас есть вопрос и к нашим американским коллегам. По заявлению представителя США, у них имеются снимки из космоса, подтверждающие, что пуск ракеты в направлении малайзийского самолета сделан ополченцами, но эти снимки никто не видел. По нашим расчетам, с 17:06 до 17:21 московского времени 17 июля над юго-восточными районами Украины действительно пролетал американский космический аппарат. Это аппарат экспериментальной космической системы, предназначенный для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности. Если у американской стороны есть снимки с этого спутника, просили бы предоставить их мировому сообществу для детального изучения. Случайность это или нет, но время катастрофы малайзийского Boeing и время наблюдения американским спутником за украинской территорией совпадают».

В свою очередь Министерство обороны опубликовало на своем сайте снимки со спутников, которые показывают передвижение украинских «Буков». Как было заявлено на брифинге, в день крушения Boeing группировка противовоздушных сил Украины около Донецка насчитывала 3-4 зенитно-ракетных дивизиона комплексов «Бук-М1». Кроме того, в Генштабе заявили, что Россия не передавала комплексы «Бук» ополченцам так же, как и другие виды вооружения и военной техники. Американские средства контроля не позволяют достаточно точно определить место запуска ракет, отмечает военный эксперт Анатолий Матвийчук.

Анатолий Матвийчуквоенный эксперт«У американцев есть система обнаружения пуска ракет. Сам факт пуска — это изменение какой-то температурной составляющей атмосферы — всегда фиксируется. Но дело в том, что для американцев является абсолютной проблемой, откуда старт этот идет. У них разброс — это 5-6 км влево, вправо, вверх, вниз. То есть они могут представить данные, но нанести на карту с точностью: «Горловка, пуск ракеты» — они этого сделать не могут».

Украина не получала от России доказательства того, что малайзийский Boeing-777 мог быть сбит украинским Су-25. Об этом заявил спикер Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко. Могут ли данные российских военных специалистов помочь в расследовании трагедии с малайзийским Boeing? Об этом BusinessFM побеседовала с бывшим главкомом ВВС Владимиром Михайловым.

Могут ли данные объективного контроля приблизить специалистов к истине? Можно ли по ним получить ответ на вопрос, кто сбил самолет?
Владимир Михайлов: Я прослушал материал брифинга. И я вам скажу: достаточно хорошие материалы, чтобы дать объективную оценку трагедии. Появление этого военного самолета, что подтверждается радиолокационным контролем. Кроме этого, позиции «Буков» — тоже снимками из космоса все подтверждено.
С какой целью рядом с гражданским лайнером мог лететь самолет Вооруженных сил Украины?
Владимир Михайлов: В целом, то, что был сбит этот самолет, — это большая авантюра. Видимо, она была направлена на то, чтобы самолет упал на территории России. Самолет Су-25 на вооружении имеет ракеты Р-60, которые уверенно с тех дальностей, на которые он приближался к этому самолету, поражают воздушные цели. Две ракеты Р-60 может нести самолет Су-25. И не исключено, что именно с этой целью он и подлетал к Boeing.
Одна из версий, которая прозвучала изначально, — это все-таки выстрел «Бука». Сказали, что если ракета попадет в лайнер, то лайнер должен был взорваться, потому что очень много было топлива на борту в этот момент.
Владимир Михайлов: Не только из-за топлива. Сама боевая часть ракеты «Бук» достаточно мощная и, безусловно, приведет к разрушению самолета и, как правило, к его взрыву, потому что и керосин, и другие легковоспламеняющиеся жидкости (масло) — все имеет место быть на самолете.
А при попадании ракеты «воздух-воздух»?
Владимир Михайлов: А у «воздух-воздух» несколько меньше боевая часть, но также происходит разрушение самолета с последующими теми же последствиями, какие имели место быть в данном случае.

Украинские спасатели завершили работы по поиску тел погибших в результате крушения малайзийского самолета. Об этом в Киеве сообщил вице-премьер Владимир Гройсман, который возглавляет госкомиссию по расследованию авиакатастрофы.