Первый российский лоукостер «Добролет» приостановил полеты. У компании, попавшей под европейские санкции из-за полетов в Крым, отобрали самолеты. Партнеры, в том числе ирландская AWAS, аннулировали договоры лизинга Boeing 737–800. У «Добролета» в парке два таких самолета. Часть пассажиров, уже купивших билеты, перевезут другие компании, остальным вернут деньги, рассказал Business FM пресс-секретарь авиакомпании Максим Фетисов.

Он пояснил, что пассажиры, имеющие авиабилеты на рейсы Москва-Симферополь-Москва по 15 сентября включительно и Москва-Волгоград-Москва по 20 августа включительно будут перевезены рейсами авиакомпании «Оренбургские авиалинии». Пассажиры рейсов в Самару, Пермь, Уфу, Екатеринбург, Сургут и Казань могут оформить вынужденный возврат, денежные средства будут возвращены пассажирам в полном объеме.

Европейские санкции едва ли не впервые массово коснулись жителей России. Билеты «Добролета» были намного дешевле, чем у других компаний, и их покупали в первую очередь люди, которые не могут позволить себе дорогой полет.

По мнению специалистов, еще рано говорить об окончательном завершении истории «Добролета», компания еще сможет возобновить работу.

Олег Пантелеевруководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»«Добролет» сможет и на ныне существующих двух самолетах продолжить полеты, если будет воля со стороны владельца авиакомпания и менеджмента. С другой стороны, если удастся эти самолеты передать другой лизинговой компаний, потому что ни для кого не секрет, что многие российские перевозчики сегодня прибегают к услугам российских финансовых институтов, то есть лизинговых компаний, являющихся «дочками» крупных российских банков. Теоретически перевести эти самолеты другому лизингодателю возможно, точно так же, как и возможно перезаключить все договорные отношения по техническому обслуживанию, страхованию. Но целесообразно ли это делать или имеет смысл изъять из маршрутной сетки Симферополь и после этого продолжить переговоры о том, чтобы санкции были отменены, это уже решение менеджмента авиакомпании и собственника».

Эксперт подчеркивает, что если встанет вопрос о том, чтобы «Добролет» продолжал полеты, то финансировать эту сделку смогут, вероятнее всего, российские финансовые институты. Если же будет принято решение «Добролет» не развивать, то, очевидно, что эти самолеты достанутся каким-то другим авиакомпаниям.

Член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов назвал это «попыткой воздушной блокады». Он опасается, что под ударом могут оказаться и другие авиакомпании.

Олег Ниловчлен комитета Государственной Думы РФ по транспорту«Попытка таким серьезным способом осуществить какую-то воздушную блокаду. Связано это только с Крымом и с возможностями полностью расторгнуть договора. Видимо, так были лизинговые договоры составлены, которые позволяли в одностороннем порядке, без больших потерь для одной договаривающейся стороны взять и расторгнуть договор, отказать «Аэрофлоту», в данном случае, в осуществлении его бизнеса на территории России. Я уж не говорю, что, конечно, могут быть какие-то мысли о продолжении таких санкций в отношении других компаний. Конечно, у нас абсолютное большинство компаний используют не российские самолеты, и в этом есть большая проблема, но нужно делать выводы».

Ежедневно компания «Добролет» выполняла четыре рейса Москва-Симферополь-Москва. Загрузка именно по этому маршруту до 15 сентября составляет 100%. Также перевозчик продавал билеты на рейсы в Казань, Екатеринбург, Волгоград, Самару, Пермь, Уфу и Сургут.

Евросоюз включил компанию в санкционный список 30 июля, объяснив это тем, что «Добролет» летает в Крым.

Как заявила пресс-служба Минтранса России, приостановка полетов авиакомпании не отразится на транспортной доступности полуострова — за сутки аэропорт Симферополя обслуживает более ста рейсов, которые совершают 25 авиакомпаний.