«Российский союз инженеров» провел собственное расследование причин катастрофы малайзийского лайнера под Донецком 17 июля. Главный вывод — Boeing был сбит не ракетой «земля-воздух», а истребителем с применением скорострельной пушки и ракеты класса «воздух-воздух». По версии экспертов, истребитель дежурил в облачном слое, а затем внезапно атаковал пассажирский самолет. Рассматривать данное исследование как истину в последней инстанции, разумеется, нельзя. Но их версия любопытна и вполне имеет право на существование. Предлагаем читателям самим судить, насколько обоснованы выводы экспертов.

Общая картина трагедии

Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines (рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур) вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол в 10:14 UTC (14:14 МСК) и должен был прибыть в пункт назначения в 6:10 по местному времени (22:10 UTC/2:10 MSK).

По сведениям авиакомпании, связь с самолетом пропала в 14:15 GMT, примерно в 50 км от украинско-российской границы. По данным же портала Flightradar24, лайнер прекратил передачу данных над Снежным после 14:21 (17:21 МСК, 16:21по местному времени).

Впоследствии останки самолета обнаружили горящими на земле на территории Украины. Boeing упал в районе села Грабово (неподалеку от города Торез). Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.

На месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777 в Донецкой области. Фото: ИТАР-ТАСС

Эшелон 330, включая высоту в 10 километров, в котором шел разбившийся Boeing, был открыт для международных транзитных рейсов над территорией Украины. В это время там также находились еще два гражданских самолета — рейс из Копенгагена в Сингапур в 17:17 и рейс из Парижа в Тайбэй в 17:24.

Кроме того, по данным Минобороны РФ, российские средства контроля воздушной обстановки зафиксировали набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского Boeing 777. Его удаление от Boeing 777 составило от 3 до 5 км.

Фото: BFM.RU

Как сообщают авторы доклада, самолет типа Boeing 777 не является сложной воздушной целью для систем ПВО. Он имеет очень большую ЭОП (эффективная отражающая поверхность) — не менее 10 метров (у самолета типа Су-25 ЭОП составляет 0,5—0,6 м), то есть легко обнаруживается средствами радиолокационного слежения. Кроме того, воздушные суда этого типа имеют ограниченную маневренность, у них нет средств противодействия ПВО (постановщики активных и пассивных помех). Поразить его можно используя боевые самолеты (истребители-перехватчики или другие типы самолетов, действующих в этом же диапазоне высот и скоростей), а также применяя комплексы ПВО.

«Мы изучили те основные версии, которые уже были высказаны экспертами различных стран. Если рассматривать техническую сторону вопроса, то можно утверждать, что Boeing 777 был уничтожен средствами противовоздушной обороны — либо путем применения зенитной ракеты запущенной с земли, либо другим самолетом с использованием ракетно-пушечного вооружения этого самолета», сообщил первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Версия первая — сбит ЗРК

Со ссылкой на российское военное ведомство, авторы исследования приводят информацию о том, что группировка украинских войск 17 июля в районе гибели самолета насчитывала 3—4 установки «БУК-М1». По заявлениям представителей Минобороны, российская сторона располагает снимками из космоса, на которых зафиксированы места дислокации ЗРК в Луганской области, а в день гибели малайзийского лайнера средства контроля обнаружили батарею «Бук-М1» в районе населенного пункта Зарощенское. Она была передислоцирована к Донецку — в район, где располагаются ополченцы.

Самоходная огневая установка (СОУ) входит в зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1». Фото: ИТАР-ТАСС

Сообщается также, что в день гибели Boeing 777 российские военные зафиксировали работу РЛС (радиолокационная станция) украинской батареи ЗРК.

Станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) 9С18 «Купол», которая входит в комплекс «Бук-М1», способна обнаруживать и опознавать воздушные объекты на расстоянии до 110—160 км, то есть малазийский лайнер находился в зоне ее действия. При атаке ЗРК такого типа, вероятность уничтожения воздушной цели вроде Boeing 777, по информации авторов доклада, довольно высока — 80%-95%.

Тем не менее, эксперты Российского союза инженеров отмечают, что версия применения зенитно-ракетного комплекса имеет ряд недостатков:

— достоверных свидетельств старта ракеты «Земля-воздух», который, как известно, сопровождается значительными шумовыми и визуальными эффектами, нет

— обстоятельства крушения и характер повреждений не соответствуют последствиям удара ракетной установки «Бук-М1».

Как утверждают эксперты, звук, вызываемый стартом ракеты слышен в радиусе 7—10 км от стартовой площадки. Старт сопровождается мощной вспышкой, а сам полет объекта хорошо заметен благодаря инверсионному следу (результат сгорания ракетного топлива). Этот шлейф держится в течение нескольких минут и виден в радиусе не менее 10 км. При встрече ракеты с целью происходит вспышка, а после взрыва остается характерный след, который виден с земли при ясной погоде.

Как отмечают авторы исследования, гибель самолета произошла днем, в районе с высокой плотностью населения, где находилось множество военных наблюдателей, следящих за воздушной обстановкой, журналистов, вооруженных камерами, а также местных жителей, обладающих фотоаппаратами и телефонами с фотокамерами. Но фото-видео материалов, зафиксировавших пуск ракеты ЗРК «Бук-М1» или следы ее полета, так и не появилось. Местные жители отметили только факт взрыва в воздухе и падения тел около их домов.

Ракета земля-воздух, с весом боеголовки от 40 до 70 килограммов, взрывается не внутри объекта поражения, а вблизи него на расстоянии от 50 до 100 метров. Детонация заряда вызывает ударную волну, которая обеспечивает разлет осколков с высокими скоростями. Они могут пробить фюзеляж самолета, но, учитывая размеры Boeing 777 (длиной 63,7 метра, с большим размахом крыльев – более 60 метров), не могут привести к разрушению самолета на отдельные небольшие части. При попадании в лайнер осколки могут вызвать разрыв топливной системы и привести к растеканию топлива по фюзеляжу и крыльям с возгоранием самолета. Также взрыв ракеты мог бы повредить гидравлическую систему лайнера. В результате Boeing потерял бы управление или оно было бы чрезвычайно затруднено. В любом случае, экипаж смог бы предупредить диспетчерские службы о ситуации, возникшей на борту. Но ничего подобного, исходя из информации, представленной в СМИ, не обнаружено в расшифрованных данных бортовых регистраторов.

«Все изложенное выше, ставит в большой степени под сомнение версию уничтожения малайзийского самолета Boeing 777 путем применения зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», — делают вывод эксперты Российского союза инженеров.


Версия вторая — сбит другим самолетом

Как считают эксперты, в пользу этой версии говорят многочисленные свидетельства очевидцев. Местные жители видели в воздушном пространстве, в районе падения обломков Boeing военный самолет (некоторые говорят о двух), предположительно истребитель. Как уже упоминалось ранее, по данным Минобороны, российскими средствами контроля воздушной обстановки 17 июля был зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС в направлении малазийского Boeing. Расстояние между двумя самолетами не превышало 3—4 километров.

Истребители МиГ-29. Фото: ИТАР-ТАСС

По мнению экспертов, это могли быть самолеты типа МиГ-29 или Су-25. Обе модели имеют на вооружении скорострельные пушки и ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности, способные захватывать и поражать цели на удалении до 10 километров.

Работа РЛС «Купол» украинской батареи ЗРК «Бук-М1», которую зафиксировали российские военные в день гибели малазийского Boeing, также может косвенно свидетельствовать о боевом применении авиации, считают эксперты. Такие станции используются для разведки воздушной обстановки и целенаведения истребителей в режиме «дежурства в воздухе» или действия из засады.

Штурмовик Су-25. Фото: ИТАР-ТАСС

В пользу этой версии говорят также данные о метеорологической обстановке в тот день. В районе катастрофы были дожди и сплошная облачность. Пассажирский самолет пролетал над слоем облаков. Если истребитель резко набрал высоту, выскочил из облачного слоя и атаковал лайнер, экипаж Boeing мог не успеть обнаружить и среагировать на нападение.

«Таким образом, можно с достаточной долей достоверности утверждать, что Boeing 777, выполняющий горизонтальный полет на высоте 10000 метров мог реально находиться в зоне поражения ракетно-пушечного вооружения боевого самолета, будь то МиГ-29 или Су-25», — утверждают авторы исследования.


Анализ повреждений

На фотографиях обломков самолета видны различные повреждения его обшивки — разрывы и разломы, отверстия с загибами на внешнюю и на внутреннюю стороны. Эксперты особо обратили внимание на отверстия с загибами внутрь фюзеляжа. Они округлой формы, как правило, сгруппированные и могли быть нанесены только круглыми в сечении металлическими элементами.

Как утверждают авторы исследования, пробоины на обломках плоскостей и фюзеляжа не характерны для последствий атаки ракеты комплекса «Бук-М1». Типичных множественных пробоин от попадания поражающих элементов боевой части ЗУР на снимках с места гибели лайнера нет.

В докладе утверждается, что характер входных и выходных отверстий в области кокпита (кабина пилотов) Boeing соответствует прохождению на вылет снарядов калибра примерно 20—30 мм от пушечного вооружения военного самолета. Края фрагмента фюзеляжа кабины пилотов с левой стороны вывернуты наружу. Это говорит о том, что внутри произошли значительные разрушения в результате динамического воздействия снарядов на ее правую сторону.

Фрагмент кабины Boeing 777. Фото: ИТАР-ТАСС

Поражающие элементы (по типу воздействия – снаряды авиационной пушки) пробили кабину пилотов навылет, считают эксперты. Анализируя тип пробоин и их расположение, они пришли к выводу, что с наибольшей вероятностью Boeing 777 был обстрелян из авиационной пушки ГШ-2-30 или контейнера СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л (устанавливаются на СУ-25). Прицеливание производилось в область кабины пилотов, при этом, снаряды, пробив насквозь кокпит, на вылете нанесли повреждения плоскости крыла.

Фрагмент фюзеляжа Boeing 777. Фото: ИТАР-ТАСС

Характер пробоин на фрагментах обшивки плоскостей и фюзеляжа, представленных в информационных сетях, говорит о том, что также применялось ракетно-пушечное вооружение самолета.

«По мнению аналитиков Российского союза инженеров, имеет место комплексное поражение самолета Boeing 777 как ракетным вооружением с использованием ракеты «воздух-воздух» ближнего боя, так и пушечного вооружения с использованием 30-мм авиационной пушки или контейнера СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. При этом, при стрельбе по цели мог использоваться лазерный дальномер или лазерный прицел, позволяющий существенно повысить точность стрельбы. Об этом говорят характер повреждений и разлет осколков: есть и округлые отверстия, которые обычно получаются в результате выстрелов из пушки, и разрывные отверстия, характерные для ракет со стреловидными поражающими элементами», — делают вывод авторы исследования.


Реконструкция событий

По мнению экспертов «Российского союза инженеров» картина трагедии выглядела так. Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines выполнял по установленному диспетчерами коридору на высоте 10100 м. Скорее всего, самолет шел на автопилоте по заранее проложенному и скорректированному украинскими авиационными службами маршруту.

По предположению экспертов, неустановленный боевой самолет (предположительно Су-25 или Миг -29), находился эшелоном ниже, на встречном курсе в облачном слое. Он резко набрал высоту, внезапно появился из облаков перед гражданским самолетом и открыл огонь по кабине пилотов из пушечного вооружения калибра 30 мм или меньшего калибра. Атака могла производиться как в режиме «свободной охоты» (с использованием бортовой РЛС), так и по наводке от наземных РЛС.

Предполагаемая траектория выстрелов. Фото: BFM.RU

Выстрелы прошили кабину лайнера навылет. Атака была внезапной и длилась доли секунды. В результате множественных попаданий произошла резкая разгерметизация кокпита. От снарядов и декомпрессии экипаж погиб, практически, мгновенно. Передать информацию о случившемся на землю пилоты не успели.

Ни двигатели, ни гидравлическая система, ни другие важные для продолжения полета устройства выведены из строя не были и Boeing 777, управляемый автопилотом, продолжил некоторое время лететь горизонтально, возможно плавно теряя высоту, предполагают авторы исследования. Пилот истребителя совершил маневр, зашел сзади и выстрелил по лайнеру ракетами Р–60 либо Р–73.

В результате произошла разгерметизация салона, была нарушена система управления самолетом, автопилот отключился. Boeing свалился в штопор. Возникшая перегрузка привела к механическому разрушению планера самолета на больших высотах.

На месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777 в Донецкой области. Фото: ИТАР-ТАСС

«Самолет, как следует из доступной информации от бортовых самописцев, развалился в воздухе, но это возможно только в случае вертикального падения с высоты в десять тысяч метров, что может произойти только при превышении максимально допустимой перегрузки. Как правило, вариант такого сваливания в штопор — это неспособность экипажа управлять самолетом в результате какого-либо экстренного случая в кабине и последующей моментальной разгерметизацией кабины пилотов и пассажирского салона. Разрушение самолета произошло на большой высоте, что объясняет тот факт, что обломки самолета были рассеяны на территории, превышающей 15 км²», — говорится в докладе.