8 октября прошлого года в Рунете произошла маленькая революция. Сервис «Яндекс.Маркет», один из мощнейших генераторов трафика для виртуальных магазинов, объявил о смене схемы работы. К традиционным опциям по подбору и сравнению товаров добавились возможности складирования покупок из разных магазинов в «единую корзину» и их оплаты прямо через сайт агрегатора.

Такой резкий разворот в стратегии сервиса затмил другое значимое событие. Буквально на следующий день, 9 октября, о смене своего позиционирования объявила и платежная система «Яндекс.Деньги». Из оператора исключительно электронных кошельков сервис превратился в полноценный платежный агрегатор.

Как пояснили в компании, такое совпадение — приятная случайность: «Продукты разрабатывались отдельно друг от друга, но их готовность к публичному анонсу удачно совпала, информационно [они] усилили друг друга». Вылилось ли такое совпадение во что-то большее, чем просто два анонсированных подряд события?

Быстрорастущий и непрофильный

Сервис «Яндек.Деньги» возник еще в 2002 году и с самого начала стоял особняком в бизнес-модели поисковика. В отличие от других проектов «Яндекса», платежная система зарабатывала не на рекламе, а на комиссиях, которые взимала с пользователей или магазинов за различные платежи и операции и была фактически для него непрофильным бизнесом. Тем не менее, «Яндекс.Деньги» прекрасно сочетались с другими проектами поисковика и быстро набирали аудиторию.

В начале 2000-ных годов рынок электронных денег был на «низком старте». Если аудитория Интернета в России росла быстро, то прирост числа пользователей электронных денег был еще быстрее, поскольку в России подобная услуга только-только появилась, и первые несколько лет темпы роста этого сектора выражались четырехзначными цифрами. На волне роста популярности электронных денег свои проекты запустили и другие компании — «Деньги.Mail.ru», «РБК-Деньги» и др. Каких-то четких стратегий благодаря потрясающей динамике в первые годы не было ни у кого. Фактически главной задачей, которую предстояло решать тогда компаниям, было просто наладить эффективное операционное управление.

Тем не менее после нескольких первых лет «сплошного роста» динамика рынка постепенно начала замедляться, а конкуренция обострилась. С начала в 2009 году обмен своих денег на деньги конкурентов запретили WebMoney. Через год на рынок вышел новый игрок — «Qiwi-кошелек», подконтрольный одноименному оператору платежей, а еще через год Qiwi отказалась принимать платежи в пользу «Яндекс.Денег». Платежный сервис тогда быстро смог найти альтернативу Qiwi и заключил партнерство с «Евросетью» и «Связным».

А еще через год руководство «Яндекса» для развития проекта решило привлечь профильного инвестора с опытом работы в финансовой сфере. 19 декабря 2012 года 75%-1 акцию системы электронных денег приобрел Сбербанк.

Деньги в банке

На следующий день после объявления о сделке все отраслевые издания буквально закипали от обсуждения, как же сервис будет интегрирован в бизнес-модель кредитного гиганта и какие новые продукты будут запущены.

В теории партнерство между системами электронных денег и банков выглядит очень привлекательной конструкцией. Такое партнерство, например, необходимо системам электронных денег для развития бизнеса по денежным переводам, ведь получателю средств нужно не только «видеть» их на своем счету в системе, но и вывести их. Выгода банков от партнерства с системами электронных денег — увеличение количества счетов пользователей и потенциальное расширение клиентской базы.

В реальности в чистом виде такой комбинации практически никто не реализовал. Абсолютное большинство банков сотрудничает с сервисом электронных денег, но пользователи за вывод денег из своего кошелька платят комиссии. Услуги без комиссионного вывода средств из «Яндекс.Кошелька» представляют лишь два партнера —Альфа-банк и банк «Открытие».

Наталья Сумаковаруководитель дирекции розничных продуктов банка «Открытие»«Услугой бескомиссионного вывода пользуется более 25% пользователей интернет-банка, но переводы, как правило, не очень большие. Бескомиссионный перевод стимулирует пользователя сохранять на карте больший объем средств, так как клиент знает, что в любой момент может перевести средства, что является одним из инструментов повышения лояльности клиентов к банку».

Хотя Сбербанк и стал крупнейшим акционером «Яндекс.Денег», за полтора года сотрудничества они не представили ни одного совместного продукта. Синергия от партнерства достигается благодаря обмену инфраструктурой. Система электронных денег благодаря альянсу получила доступ к широчайшей сети пополнения кошельков через 65 тысяч банкоматов и терминалов банка. Кредитная организация, в свою очередь, стала одним из основных банков-эквайеров платежной системы.

Трудности перевода

Альянс со Сбербанком расширил конкурентные возможности «Яндекс.Денег», но не снял с повестки вопрос о месте электронных денег в жизни массового пользователя на фоне других способов оплаты.

Вопрос этот становится все актуальнее. Темпы роста российского рынка электронных денег постепенно замедляются и от головокружительной динамики в тысячи процентов переходят к «хорошему», но двузначному росту. По оценкам J`son & Partners Consulting, в прошлом году рынок вырос на 43% до 442 миллиардов рублей. Для сравнения, его темы роста в 2012 году составляли 87%, а в 2011 — 101%. Эксперты консалтинговой компании ожидают дальнейшего уменьшения темпов роста. По их прогнозам, в ближайшие пять лет ежегодная средняя динамика сократится до 15%.

Помимо роста активности конкурирующих платежных сервисов, против ускорения рынка играют как минимум два фактора. Первый — государственное регулирование.

16 мая вступило в силу ограничение на использование анонимных счетов. Теперь с анонимного счета нельзя переводить деньги и платить в иностранных интернет-магазинах. Максимальный объем анонимных платежей электронными деньгами остался прежним и ограничен 40 тысячами рублей в месяц или 15 тысячами рублей за один раз. А вот для того, чтобы перевести деньги на другой кошелек или купить книжку на Amazon.com, нужно пройти процедуру упрощенной идентификации. В этом случае вырастет и лимит по переводам до 200 тысяч за месяц и 60 тысяч за раз.

Проводимая финансовыми властями политика приведет к относительной унификации регулирования банковской деятельности и работы систем электронных денег, указывает начальник управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-банка Елена Бочарова.

Елена Бочарованачальник управления развития продуктов электронной коммерции Альфа-банка«Из-за принятых в последние несколько лет законов системы электронных денег почти потеряли возможность проведения высокомаржинальных анонимных платежей, которые составляли достаточно большую долю их оборота. Если они захотят в дальнейшем добиться роста доходов, то им придется создавать сервисы, за которые будут платить пользователи, либо создавать или арендовать системы офлайновой идентификации, что фактически означает строительство «околобанковской» розницы».

«Яндекс.Деньги» на этом фоне для поддержки платежного бизнеса сделали ставку на сервисы, где использование кошелька не обязательно. Например, компания ввела возможность пересылки через электронную почту до 15 тысяч рублей, которые получатель затем сможет перевести на банковскую карту или сохранить в своем электронном кошельке.

Кроме того, оператор электронных денег запустил сервис переводов средств между картами российских банков без регистрации и создания нового кошелька. Для перевода необходимо указать лишь информацию о карте и электронную почту отправителя, сумму перевода и номер карты получателя. Комиссия за перевод составит 1,9-1,95%. Правда, помимо «Яндекс.Денег» эту комиссию разделят между собой банк-эмитент, банк-эквайер и международная платежная система.

Виртуальные границы

Второй сдерживающий фактор — сам Интернет. Если книгу, холодильник или даже автомобиль теоретически можно купить в Интернете и оплатить электронными деньгами, то пакет молока в Сети можно приобрести с огромным трудом. В силу специфики продовольственных товаров торгующих ими виртуальных магазинов почти нет даже в Москве, а «традиционные ритейлеры» и вовсе электронные деньги почти не принимают.

Для выхода в офлайн, еще до альянса со Сбербанком «Яндекс.Деньги» вместе с ТКС-банком начали выпускать собственные пластиковые карты, баланс которых равен счету в платежном сервисе. За полтора года партнерства банк и платежная система выпустили около 250 тысяч «реальных» карт. Много это или мало? С такими показателями альянс занял бы 31 место в рейтинге банков по выпуску карт, разместившись между Бинбанком и ПромСоцбанком. Для сравнения, лидер рынка — Сбербанк — ежегодно выпускает более 10 милллионов карт.

Настоящий успех партнерства «Яндекс.Денег» и ТКС вновь ждал в Сети. Объем выпущенных ими виртуальных карт за это же время превысил число эмитированных «реальных» карт в 16(!!!) раз и достиг 4 миллионов штук! Такую диспропорцию можно объяснить неравномерным ростом разных секторов электронной коммерции.

Здесь нужно уточнить, можно ли считать онлайн-туризм частью рынка электронной коммерции? Если «да», то крупнейший продавец товаров и услуг в Рунете вовсе не «Юлмарт», а… РЖД. По оценкам «Секрета фирмы», ежемесячно через сайт транспортной монополии продается билетов на 4,4 миллиарда рублей. Аналогичный показатель у «Юлмарта» — 3,8 миллиарда рублей.

Структура расчетов у этих сегментов рынка разная. При оплате услуг (билеты, путевки, купоны) 99% пользователей в Сети использует безналичный расчет — реальные или виртуальные карты или электронные деньги. При оплате товаров у всех этих сервисов появляется сильный конкурент — бумажные деньги. Более 85% покупок в интернет-магазинах по-прежнему совершается с помощью оплаты наличными курьеру.

На таком фоне «Яндекс.Деньги» сделали ставку на сервисы по оплате различных услуг и счетов. В декабре прошлого года компания открыла сервис «Городские платежи», с помощью которого пользователи получили возможность оплачивать счета более 30 000 поставщиков услуг по всей стране, даже не создавая электронного кошелька. Колоссальная база поставщиков была собрана через анализ реквизитов, по которым пользователи ранее проводили свои платежи. Кроме того, через «Городские платежи» можно оплатить квитанцию даже в пользу поставщика, которого нет в базе. Для этого нужно заполнить все поля, как в бумажной квитанции в банке, только не отходя от компьютера. В результате число россиян, которые платят за услуги ЖКХ через «Яндекс.Деньги», выросло в два раза, а число тех, кто оплачивает штрафы ГИБДД, — в 25 раз. И у рынка по-прежнему есть высокий потенциал роста: по оценкам TNS, сейчас менее 15% россиян оплачивают коммуналку через Интернет.

Сергей Золкинаналитик J`son & Partners Consulting«Кредитные организации не готовы включать в свои базы тысячи ТСЖ, заключать договоры с десятками тысяч партнеров и не всегда вкладывают значительные ресурсы в разработку интерфейса. Как правило, они работают лишь с самыми популярными услугами. Для любой системы электронных денег главное преимущество, наоборот, интерфейс, который призван стать «единым окном» для максимально возможного количества платежей пользователя».

Деньги виртуальные и реальные

Хотя на рынке обслуживания платежей интернет-магазинов пока уверенно лидируют наличные, это слишком перспективный и крупный рынок, чтобы сдавать его без боя. По оценкам Euromonitor, в прошлом году доля виртуальной торговли в России составила лишь 2,2% от всего объема розничных продаж.

Рынок продолжает стабильно расти. По прогнозам Morgan Stanley, в 2015 году его объемы увеличатся на 35% и продолжат расти в долгосрочной перспективе. В Европе доля интернет-магазинов на розничном рынке уже превысила 5%, а в США достигла 10%. Исходя из такого мультипликатора, объемы интернет-торговли способны вырасти в три-четыре раза.

Но интерес к обслуживанию безналичных платежей покупателей интернет-магазинов проявляют не только интернет-деньги. Развитие интернет-банкинга, широкое распространение банковских карт, выход операторов связи на рынок мобильных платежей — все эти услуги являются их конкурентами.

На первый взгляд, в самом выгодном положении находятся операторы карточек. Сейчас оплата картами применяется практически везде — от придорожных кафе до реальных и виртуальных гипермаркетов. Но есть у пластиковых карт и существенный минус: при использовании их в Интернете существует вероятность кражи данных и последующей потери средств. Основания небеспочвенны: российский рынок интернет-торговли по-прежнему слабо концентрирован, 10 крупнейших магазинов занимают лишь 12% рынка. Приобретая товар по привлекательной цене, но на слабо известной витрине, большинство пользователей опасаются мошенничества. Электронный кошелек — это страховка, что средств больше, чем пользователь в него внес, он не потеряет.

Такова картина со стороны покупателя. Но со стороны интернет-ритейлера она выглядит абсолютно по-другому.

Дмитрий Шашкингенеральный директор интернет-гипермаркета Mallstreet.ru«При всей примитивности самый выгодный способ получения средств — наличные курьеру. Онлайн-платежи картой менее рентабельны, поскольку магазину нужно оплачивать стоимость услуг эквайринга банкам и платежным системам. При работе с электронными деньгами также необходимо оплатить комиссию их оператору».

Тем не менее, следуя принципу «покупатель всегда прав», виртуальные ритейлеры вынуждены принимать все способы оплаты. Если магазин поддерживает все способы безналичного расчета, это увеличивает его продажи на 20-25%.

Агрегатор для «Маркета»

И вот тут и появляются агрегаторы платежей, в число которых вошли «Яндекс.Деньги». Агрегатор заключает договора о приеме средств с крупнейшими банками-эквайерами, системами электронных денег, небольшими сервисами электронных денег и другими игроками платежного рынка. Интернет-магазину такое сотрудничество выгодно тем, что вместо работы с несколькими платежными сервисами он работает с одним игроком, через которого проводит все платежи.

Елена Орловагенеральный директор процессингового центра PayU«Бизнес по агрегации платежей крайне капиталоемкий в начале. Потенциальному игроку необходимо получить лицензию небанковской кредитной организации и затем инвестировать в программное обеспечение. При этом сроки окупаемости бизнеса достигают несколько лет из-за высокой конкуренции в отрасли и необходимости делить получаемый комиссионный доход с другими участниками платежного процесса — глобальными платежными системами, банками-эмитентами карт или системами электронных денег».

Фактически у «Яндекс.Денег» для выхода на этот рынок было почти все готово: лицензию сервис получил еще несколько лет назад, а необходимое для процессинга программное обеспечение очень похоже на то, которое используется при обслуживании электронных денег.

При этом, поскольку процессинг электронных денег — самая дорогая услуга по сравнению с другими способами платежа, агрегаторы выставляют такой тариф, чтобы эти операции все равно были для них прибыльными. Благодаря этому при обслуживании платежей картами агрегаторы получают дополнительную маржу.

Осталось найти самый важный актив — клиентов. Сейчас с помощью «Яндекс.Денег» можно оплатить товары более чем в 65 тысячах интернет-магазинов. После смены позиционирования «Маркета» оплачивать товар можно прямо на страницах агрегатора, не переходя на сайт самого магазина. В результате «Яндекс.Деньги» осуществляют процессинг большинства платежей, проходящих через агрегатор и через другие сервисы — «Такси», «Музыка».

В планах также проведение совместных маркетинговых акций с «Маркетом», чтобы повысить спрос на онлайн-платежи среди магазинов. Хотя две команды работают в соседних помещениях, за год у них пока была лишь одна совместная акция — «Яндекс.Деньги» предлагали специальный промо-тариф на подключение услуги агрегации платежей клиентам «Маркета», а «Маркет» — бонусы пользователям электронной валюты. Как заявляют представители платежной системы, таким опытом остались довольны обе стороны. Вот такая вот счастливая случайность.