На третьем пересадочном контуре (ТПК) метро Москвы будет устроено кольцевое, а не хордовое движение поездов. Об этом рассказал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Ранее в Москве изучали вариант построить ТПК на пересечении четырех хорд, чтобы пассажиры смогли добираться из одного конца города в другой без пересадок на кольце. Хордовое беспересадочное движение все-таки планируется запустить от «Некрасовки» до «Делового центра» через северный участок ТПК. Но когда построят южную часть, поезда будут ходить по кольцу, и тем, кто едет от начала и до конца бывшей хорды, придется делать пересадку на ТПК. По словам источника в стройкомплексе, кольцевое движение выбрано потому, что оно дешевле хордового.

«Движение по третьему пересадочному контуру будет кольцевым. Но, поскольку это большой проект, рассчитанный до 2018-2019 года, то сначала его запустят как хорду. Мы, возможно, построим линию от «Некрасовки» до «Делового центра» в виде хорды. Она пройдет от «Некрасовки» через «Авиамоторную», «Нижегородскую» и далее по ТПК до «Делового центра». Когда мы закончим западный и южный участок Третьего пересадочного контура, движение будет кольцевым», — сказал Хуснуллин в интервью порталу М24.ru.

Еще в 2012 году «Метрогипротран»" предложил организовать не кольцевое, а хордовое движение по ТПК. Хорда соединяет разные концы Москвы, не проходя через центр. Предлагалось, что при хордовом движении поезд будет ехать по одной радиальной линии, выезжать на ТПК и съезжать на другую радиальную. Плюс хорды для пассажиров в том, что от ее начала до конца можно ехать без пересадок. Предполагалось, что беспересадочное движение будет организовано по четырем таким длинным линиям: от Молжаниновки через Химки до Некрасовки, из Южного Бутова до Мытищ, из Трехгорки в Видное, из Коммунарки на восток Подмосковья. Для этого нужно было «научить» поезда перестраиваться с одной линии на другую. Власти хотели строить для них специальные камеры съездов. Съезжать с хорды и начинать движение по ТПК поезда могли бы на станциях «Марьина Роща», «Нагатинский Затон», «Нижегородская» и «Аминьевское шоссе».

Но в итоге решение было принято в пользу кольцевого движения, так как организация хордового была признана слишком затратной, отметил источник в столичном стройкомплексе. Не только затратным, но и сложным с организационной точки зрения. «В узловых точках на пересечении хорд, где поезда переходят с одной линии на другую, потребовалось бы строить гигантскую четырехпутную станцию с многоуровневыми пересадками, поэтому от этой идеи пришлось отказаться», — отметил источник.

Первый участок ТПК строится на северо-западе столицы — от станции «Хорошевская» до «Нижней Масловки». Он откроется в конце 2015 года. Затем будут проложены линии от «Хорошевской» до «Делового центра» и «Кунцевской». Потом построят северный участок ТПК от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной». Он станет самым длинным в составе «второго кольца» метро — 10 км. Потом линию продлят до станции «Каширская». Завершат строительство ТПК южный и западный участки от «Каховской» до «Кунцевской». Общая протяженность «второго кольца» метро составит 58,8 км. Это будет самая длинная линия подземки. Она будет включать в себя 28 станций.

В общей сложности на развитие метро до 2020 года хотят потратить 1 трлн рублей, построив 150 км линий и 70 станций. При этом полную стоимость строительства «второго кольца» столичные власти пока не называли.