Басманный суд Москвы в пятницу вечером отказался перевести под домашний арест четверых фигурантов дела о страшной аварии в столичном метро, которая унесла жизни 24 человек. По ходатайству следствия Валерий Башкатов, Анатолий Круглов, Юрий Гордов и Алексей Трофимов останутся в СИЗО до 15 января 2015 года.

Ходатайства Следственного комитета России (СКР) о продлении фигурантам срока содержания под стражей суд рассматривал «партиями».

В первую «двойку» вошли 65-летний Валерий Башкатов и 55-летний Анатолий Круглов. Их судьбу решала судья Юлия Сафина. Ранее она работала гособвинителем в Генпрокуратуре и хорошо известна по участию в целом ряде громких дел, например, об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской.

Прежде, чем приступить к слушанию пол существу, следователь СКР Александр Кузнецов передал судье медицинские справки из СИЗО «Матросская тишина» №77 о том, что по состоянию здоровья оба фигуранта могут содержаться под стражей, оно удовлетворительное.

Каким словом обозвать эту бумагу?

Следующий документ, который он передал судье, произвел эффект разорвавшейся бомбы. В оперативном рапорте некоего сотрудника полиции говорилось, что в случае изменения меры пресечения, Башкатов и Круглов собираются скрыться на территории Белоруссии. Башкатова это заявление рассмешило, а вот Круглову было не до смеха.

«У меня даже слов нет, — возмутился Анатолий Круглов. — Я даже не знаю, какой человек мог позволить себе написать такое. Я не знаю, каким словом обозвать эту бумагу!».

А Башкатов потребовал дать ответ, какие он именно действия предпринял для подготовки побега. Арестованный заметил, что даже не имеет загранпаспорта. «Я россиянин. И я даже если бы мне предложили на хороших условиях поехать в Европу, я бы не поехал. У меня нет людей, которые бы посадили меня в вертолет и увезли, — сказал он. — А уж о том, чтобы куда-то удрать мне в моем-то возрасте, простите, это несерьезно».

Оба подсудимых заявили, что для них рапорта следствия просто «не существует» и попросили судью не принимать его во внимание.

Следователь просил оставить обвиняемых в СИЗО еще на 4 месяца. Он напомнил, что Башкатову и Круглову предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления — в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц (ч.3 ст.263 УК РФ). Вмененная им статья предусматривает наказание на срок до 7 лет лишения свободы.

Напомним, что старший дорожный мастер службы пути Московского метрополитена Валерий Башкатов и директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкци» Анатолий Круглов оказались под стражей через несколько дней после аварии. Она произошла 15 июля в 8:35 утра на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. Погибли 24 человека, пострадали более 200.

«Отсутствие совести» и должного контроля

Следствие считает, что причиной ЧП стали ненадлежащие работы по строительству стрелочного перевода. Он был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. В итоге три вагона поезда сошли с рельсов, врезавшись в тоннель.

«Установлено, что авария произошла на перегоне, где организация Круглова производила работы по реконструкции пути и укладке стрелки на «Калининско-Солнцевскую» линию. Круглов привлек рабочих Московского метролитена, среди которых находился Башкатов», — сказал следователь.

Александр Кузнецов отметил, что «несмотря на возраст, заслуги, медали и все регалии обвиняемых, работы по укладке стрелки производились непрофессионально, с нарушений правил безопасности метрополитена, что и привело к аварии».

Следователь добавил, что Башкатову были хорошо известны правила безопасности, но они были «цинично нарушены». Круглов же, который был обязан контролировать работы, «даже не спускался в метро для их контроля».

«И говорить о том, что люди имеют опыт работ, это еще более усугубляет их вину», — указал следователь. Он сообщил, что сотрудники метрополитена фактически были наняты Кругловым для «халтуры», и работали в свободное от основной работы время, что привело «к наплевательскому отношению с их стороны», «отсутствию совести» и должного контроля.

«Надо помнить о погибших, которых всмятку раздавило в этом метрополитене, а не улыбаться, — указал Кузнецов, глядя на Башкатова. — Я буду рад, если Башкатов сможет объяснить, почему не были установлены тяги (металлические трубы, закрепляющие рельсы стрелки. Вместо них рельсы смотали проволокой — BFM.ru), как он это просмотрел, и какими правилами технической безопасности это предусмотрено».

Кузнецов отметил, что в случае освобождения обвиняемые могут уничтожить доказательства, оказать влияние на свидетелей, а также скрыться или иным путем воспрепятствовать расследованию.

Он сообщил, что в течение следующих четырех месяцев планируется провести большой объем следственных действий: завершить судебно-медицинские экспертизы здоровья потерпевших, назначить и провести молекулярно-генетическую, комплексную железнодорожную, взрывотехническую и другие экспертизы, допросить свидетелей.

Кроме того, следствием проверяется другая версия трагедии — техническая неисправность электровоза и подвижного состава. «Однако пока иных данных, кроме нарушения установки стрелочного перевода, не найдено», — заключил следователь.

Его просьбу оставить обвиняемых в СИЗО поддержал прокурор.

Оглашенные судьей показания свидетелей гласили, что один из остряков стрелочного перевода 6 июля закрепил 6-миллиметровой проволокой заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Московского метрополитена Алексей Трофимов. Он участвовал в строительстве стрелки на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар". А спустя три дня помощник мастера Юрий Гордов (он осуществлял технадзор) произвел дополнительные работы на стрелке и скрутил рельсы уже 3-миллиметровой проволокой. Завершить работы рабочие сразу не смогли, так как трудились по ночам и у них было не более двух часов.

Почему нет чувства вины

Трофимова и Гордова также привлекли к уголовной ответственности.

Выступая в суде, Валерий Башкатов сказал, очень переживает за гибель людей, но виновным себя не чувствует. «По делу предстоит масса экспертиз, поэтому показывать пальцем и говорить, что ты виноват, это как минимум неэтично», — ответил он следователю.

Сотрудник метро заявил, что ни в одной инструкции не сказано, как нужно скреплять остряк. «На действующем переводе отсутствие любой из тяг это неисправность, при которой запрещается эксплуатировать действующий перевод», — указал он.

Вместе с тем, как отметил обвиняемый, стрелка не была официально сдана, и ее как таковой не было.

Он добавил, что в его обязанности входил контроль за соблюдение техники безопасности рабочими. «Вот если бы Гордов поранил палец, я бы отвечал. Открывать же путь для движения поездов имел право только он», — сказал арестованный.

Башкатов сообщил, что 14 июля по путям прошел специальный вагон-измеритель, который проверил состояние путей. Он никаких отклонений не выявил.

«Все что мы делали, мы сделали правильно», — подытожил он.

Защитники арестованных назвали выводы следствия преждевременными и попросили перевести их подзащитных под домашний арест в связи с плохим самочувствием.

Они представили судье медицинские документы о том, что 65-летний Башкатов страдает ишемической болезнью сердца, аневризмой аорты, атеросклеротической болезнью, гипертонией 3-й степени с высоким риском возникновения последней, четвертой стадии.

«Ишемическая болезнь подпадает под категорию заболеваний, с которыми люди не должны содержаться по стражей», — указал защитник Башкатова Сергей Князькин.

Он призвал суд принять «справедливое и взвешенное решение»

Что же касается 55-летнего Круглова, то его защитники ссылались на то, что и у их клиента имеется целый ряд хронических болезней: заболевание почек, гастрит, позвоночная грыжа и проблемы по части урологии.

«После ареста у него резко обострились заболевания. Появились боли в желудке, в почках, спине, в сердце, одышка и общая слабость», — убеждал суд адвокат арестованного Сергей Зельгин. Он отметил, что на иждивении Круглова находится неработающая жена, теща-инвалид и 6-летний сын, больной туберкулезом.

«Он не террорист, не наркоман, не убийца, не грабитель и готов к сотрудничеству со следствием. Рапорт же сотрудника полиции абсолютно голословен и напоминает 30-е годы, когда только на основании одних слов человека признавали виновным», — заявил адвокат.

Сам Анатолий Круглов сказал, что не собирается «прикрываться ребенком». «Если следствие докажет, я готов ехать отбывать наказание. Но пока идет следствие, я хотел бы провести это время с сыном», — попросил он суд. — Бежать я никуда не собираюсь».

Про тех, кто пустил поезда

Другой адвокат Круглова Александр Гусев заверил суд, что четыре последующих месяца ничего не изменят и вина Круглова с Башкатовым не будет доказана. «Это вина руководства метрополитена – они пустили поезда по несданным путям. Именно их действия находятся в причинно-следственной связи с жуткой аварией, о которой все сожалеют», — сказал он.

Защитник высказал мнение, что круг обвиняемых впоследствии будет расширен и на скамью подсудимых сядут работники метрополитена, «которые допустили такое безобразие».

«Прошу вас изменить Круглову и Башкатову меру пресечения. Это будет разумное решение», — обратился Гусев к судье. Однако, пробыв в совещательной комнате 40 минут, Юлия Сафина согласилась с аргументами следствия.

Три часа спустя ее коллега Артур Карпов продлил срок ареста до 15 января Юрию Гордову и Алексею Трофимову, также арестованным по тому же делу. В обоснование их дальнейшего ареста следователь снова представил суду оперативную справку о том, что обвиняемые якобы планируют скрыться на территории Белоруссии.

«Прямо всех туда тянет, к батьке», — не могли скрыть иронии родственники арестованных.