В пятницу Басманный суд Москвы избрал меру пресечения еще четверым подозреваемым по делу о крушении частного самолета Falcon-50 в столичном аэропорту «Внуково». В результате аварии погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Суд заключил под стражу авиадиспетчера Александра Круглова и ведущего инженера аэродромной службы Владимира Леденева. Еще двое фигурантов — диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов Роман Дунаев отправлены под домашний арест на два месяца.

Вместе с тем, Госкорпорация по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД), сотрудниками которой являются трое фигурантов (за исключением Леденева) предлагали за своих работников крупные залоги. Однако судьи поверили Следственному комитету, представители которого уверяли, что на свободе подозреваемые могут сговориться и выработать единую позицию, чтобы уйти от ответа.

В пятницу в коридорах Басманного суда царил настоящий аншлаг. Репортеры не только российских, но и зарубежных СМИ, хотели присутствовать на слушаниях, где избиралась мера пресечения работникам аэропорта. Однако первыми в зал запускали родственников и коллег задержанных.

Вина диспетчера

Вначале судья Валентина Левашева заслушала ходатайство СКР об избрании меры пресечения 36-летнему авиадиспетчеру Александру Круглову. Мужчина выглядел потерянным.

Следователь Юрий Горелов ходатайствовал о заключении его под стражу. Он рассказал об обстоятельствах трагедии, которая произошла в аэропорту «Внуково» 20 октября примерно в 23 часа 58 минут. По его словам, при разбеге по взлетно-посадочной полосе для набора высоты частный самолет Falcon столкнулся со снегоуборочной машиной, за рулем которой находился пьяный Владимир Мартыненко. В итоге трое членов экипажа и пассажир, возвращавшийся с инвестиционного форума в Париж, Кристоф де Маржери, погибли. Водителя снегоуборщика суд арестовал накануне. Он стал первым фигурантом дела.

Опрос BFM.ru. Нужно ли лишать арестованных сотрудников аэропорта «Внуково» свободы на время следствия?

Следователь отметил, что в обязанности Круглова «входил контроль безопасности, однако он не осуществлял визуальный контроль и не предотвратил столкновение самолета со снегоуборочной машиной».

Горелов добавил, что не все виновники авиапроисшествия еще задержаны. Он высказал опасения, что, оставаясь на свободе, мужчина может скрыться, оказать давление на свидетелей и вообще помешать расследованию.

«Зная специфику работ различных служб аэропорта, Круглов может вступить в контакт с другими лицами с целью выработки согласованной позиции», — сделал он вывод.

Сам Круглов пребывал в какой-то прострации и когда судья спросила, согласен ли он с ходатайством следствия, ответил утвердительно. Однако, спустя мгновение, встрепенулся. Он заявил, что возражает против ареста. «Я не виноват, я действовал в полном соответствии с технологией и выполнял ее в полном объеме. Я ни от кого не собираюсь скрываться, — сбивчиво убеждал он суд. — У меня стабильное семейное положение, есть постоянное место жительства. Я не собираюсь воздействовать ни на каких свидетелей».

Героический поступок

Адвокат Марина Шестакова заявила, что ее подзащитный не заслуживает ареста и рассказала о совершенном им семь лет назад, в 2007 году героическом поступке. Тогда, по словам защитницы, Круглов смог предотвратить катастрофу и гибель 141 человека. Диспетчер заметил, задымление в двигателе Ту-204 компании «Владивосток-Авиа» и дал распоряжение об эвакуации. После этого он получил повышение и около 10 лет проработал во «Внуково».

Коллектив Госкорпорации по ОрВД готов был взять диспетчера на поруки, а сама организация предложила залог в размере 4 млн рублей.

Однако следователь был категорически против, как и прокурор Ирина Айнетдинова. В итоге судья Валентина Левашова удовлетворила просьбу следствия и поместила Круглова в СИЗО до 21 декабря на период расследования.

Покидая суд, защитники обещали обжаловать решение суда. Второй защитник Круглова — Валерий Вычкин — напомнил, что согласно озвученному накануне заключению, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), взлетная полоса была свободной, когда Falcon получил разрешение на взлет. «Заключение МАК гласило, что полоса была чистой, и у экипажа было еще 14 секунд, чтобы избежать столкновения. Мы рассматриваем эти слова как отсутствие вины в действиях Круглова», — сказал защитник.

Арест с недостаточными доказательствами

В это время этажом ниже судья Артур Карпов рассматривал ходатайство СКР о заключении под стражу ведущего инженера аэродромной службы Владимира Леденева. Здесь вышла заминка. Следователь Вячеслав Шляхин не предъявил суду вообще никаких материалов в обоснование ареста, кроме протоколов допроса самого задержанного. Судья вынужден был объявить перерыв. Примерно через час следователи передали суду доказательства и слушание возобновилось.

Шляхин заявил, что 50-летний Леденев, будучи ответственным за организацию движения на летном поле, допустил нахождение на нем машины Мартыненко без разрешения диспетчерской службы и без сопровождения. После того как у него отказала связь, он не сообщил об этом в летную службу и в организацию полетов.

Но инженер не чувствовал за собой никакой вины. «Работы производились на нерабочей части полосы, и команды на пересечение рабочей полосы я Мартыненко не давал», — высказал он свою позицию.

Впрочем, судью его аргументы не убедили: Артур Карпов поместил подозреваемого в СИЗО, как и просило следствие.

Стажерка-выпускница

Оставшиеся два заседания растянулись на несколько часов и снова проходили в зале судьи Валентины Левашовой.

Для 23-летней выпускницы Ульяновского высшего училища гражданской авиации, диспетчера-стажера Светланы Кривсун следствие просило более мягкую меру пресечения — домашний арест.

Девушка прятала лицо под капюшоном норковой шубы и отворачивалась от камер.

Оказалось, что она пришла на работу во «Внуково» 7 августа этого года, а ее испытательный срок должен был закончиться 31 декабря.

Ее вина, по мнению СКР, выразилась в том, что, работая под руководством Круглова, она не «не осуществляла визуальный контроль за взлетной полосой и не приняла мер для ее освобождения».

Госкорпорация по ОрВД предлагала за нее любой залог, какой установит суд. А Федеральный профсоюз авиадиспетчеров России и трудовой коллектив ручались, что фигурантка будет являться на допросы к следователю.

Но адвокаты подозреваемой Сергей Исаев и Татьяна Черлакова не хотели домашнего ареста. Они заявили, что в этом случае девушка не сможет материально помогать старикам-родителям и бабушке-инвалиду, которые проживают в Краснодарском крае и признаны малоимущими.

Они сообщили, что стажерка вместе со старшей сестрой снимает квартиру и ей нужно работать, чтобы платить за жилье.

«Находясь на свободе, она сможет оплачивать жилье и помогать родителям», — сказал Сергей Исаев.

«Мне бы, конечно, хотелось под залог, — нерешительно поддержала своих адвокатов подследственная. — Я стажер, еще учусь, самостоятельно не управляю (воздушным движением), только под управлением диспетчера Круглова даю команды».

Адвокаты же сравнили действия стажера авиадиспетчера с учебой в автошколе. «Если за рулем находится курсант, ответственность за него несет инструктор. Все, что Светлана говорила в эфир, это было с согласия и по указанию инструктора, он ее учил, что делать», — озвучил версию защиты Сергей Исаев.

Позже он рассказал журналистам, что допуск к организации воздушного движения девушка могла бы получить только после сдачи экзаменов и зачетов по итогам стажировки. По мнению адвоката, отвечать за то, что случилось на поле, должна была бы не его клиентка, а более опытный диспетчер Круглов.

После того как судья решила заключить девушку под домашний арест, защитники заявили, что непременно обжалуют судебный акт, и выразили надежду, что следствие «во всем разберется» и не станет предъявлять ей обвинение.

Разделившиеся мнения

Что же касается избрания меры пресечения четвертому фигуранту, то здесь мнения следствия и прокуратуры разделились.

Следователь Юрий Горелов был за то, чтобы отправить в СИЗО руководителя полетов Внуковского центра управления воздушным движением Романа Дунаева.

А вот прокурор Ирина Айнетдинова сочла, что его можно частично изолировать от общества, так как у него на иждивении находятся трое несовершеннолетних детей в возрасте 13, 4 лет и 1 года, а также имеется ребенок от первого брака.

«С учетом этого его можно было бы поместить под домашний арест», —сказала она.

Адвокат Дунаева Леонид Куракин назвал своего подзащитного «примерным работником и семьянином» и проинформировал, что тот выплачивает ипотеку за квартиру в Подмосковье. «Если суд примет решение заключить его под стражу, это может привести к плачевным последствиям, — обратился он к судье. — Если же вы решите поместить его под домашний арест, его жена сможет выйти на работу и как-то содержать семью».

Но адвокат и его коллега Игорь Чернецкий больше склонялись к тому, чтобы Дунаева отпустили под залог. Судья огласила ходатайство, в котором говорилось, что Госкорпорация по ОРВД предлагает за сотрудника залог в размере 3 млн рублей.

Представленные на Дунаева характеристики с работы были блестящими. В них говорилось, что мужчина проработал во «Внуково» 15 лет, прошел путь от диспетчера до руководителя полета. Он проявил себя как высококвалифицированный специалист, не допускал инцидентов, уверенно и надежно работал в сложной метеорологической обстановке и в непредвиденных внештатных ситуациях. Проявлял себя с лучшей стороны при организации полетов, связанных с перевозкой высших должностных лиц России и других стран, а также «выделяется высоким чувством ответственности» и пользуется авторитетом в коллективе.

Сам Дунаев в суде держался очень скромно. «Я не виноват. Нет оснований для применения мне меры пресечения», — только и сказал он. Впрочем, задержанный также был согласен на залог.

В итоге чаша весов склонилась на сторону прокуратуры и Дунаев был помещен под домашний арест. Он будет находиться под контролем сотрудников ФСИН в своей квартире в Наро-Фоминском районе Подмосковья.

По решению суда ему запрещено общаться с кем бы то ни было, кроме своих адвокатов и близких родственников, а также пользоваться любыми средствами связи, включая телефон и Интернет.

Самолет и погрузчик

Между тем, пока шли аресты, в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» при подготовке к вылету столкнулся с погрузчиком. Воздушное судно должно было вылетать в Москву. К счастью, пассажиров в самолете не было, и никто не пострадал. Прокуратура начала проверку по факту инцидента.