Чтобы удовлетворить спрос как можно большего количества потребителей, автомобильные концерны придумывают модели, отвечающие запросам буквально всех клиентов — и по возрасту, и по статусу, и по потребительским потребностям. В результате к традиционным моделям, седанам, хэтчбекам, универсалам, внедорожникам присоединяются нишевые автомобили, гибриды, не похожие на классические модификации. А как следствие, для них приходится придумывать и новые, оригинальные типы кузовов. И зачастую названия противоречат здравому смыслу. Ну, например, что это такое —«четырехдверное купе»? Ведь купе априори двухдверный автомобиль. Давайте разбираться.

«Четырехдверное купе», или фастбэк

Впервые понятие «четырехдверное купе» появилось после выхода Mercedes-Benz CLS. Сегодня оно уже вошло в обиход, хотя, по сути, противоречит здравому смыслу. Ведь купе — это автомобиль с двумя дверьми, альтернатив нет.

Mercedes-Benz CLS фактически обычный седан, однако за покатую крышу и в целом стремительный силуэт (а-ля купе) его решили наречь именно «четерехдверным купе». В реальности честнее было бы назвать эту модель фастбэк. Такие автомобили были популярны во второй половине прошлого века. Так называли гибриды седанов и хэтчбеков. От первых они имели трехобъемный кузов (то есть был обычный багажник, как у седанов), от вторых, собственно, также стремительный силуэт. Ведь хэтчбеки в целом больше походят на традиционные купе. Так что если вы назовете CLS или, например, BMW 6-й серии Gran Coupe фастбэком, это будет правильнее и логичнее.

Mercedes-Benz CLS. Фото: Mercedes-Benz

«Пятидверное купе», или лифтбэк

Еще одна спекуляция на тему многодверных купе. Как мы уже говорили, в принципе такого автомобиля, как «четырех-» или «пятидверное купе» быть не может. Так некоторые называют, например, Audi A7. Опять же за спортивный силуэт и наличие пяти дверей (четыре обычных плюс одна дверь багажника).

В реальности это обычный хэтчбек. Но если уж владельцам или даже автопроизводителю хочется выделиться, то вполне можно присвоить такому кузову не менее красивое название лифтбэк. Это также гибрид седана и хэтчбека. Вроде бы есть сзади багажник (намек на трехобъемный кузов), но при этом крышка открывается вместе со стеклом (как у хэтчбеков). Возможно, компаниям название лифтбэк не по душе, потому как подобные машины выпускают и массовые бренды. Например, Skoda Octavia — это настоящий лифтбэк. Что говорить, даже у Lada есть машина в таком кузове на базе модели Granta. Вот отсюда и появляются «пятидверные купе».

Audi A7 Sportback. Фото: Audi

«Кроссовер-купе»

В этом новом, опять же противоречащем логике классе пионером принято считать компанию BMW и ее модель полноразмерного кроссовера X6. Приставку купе автомобиль получил за покатую крышу и в общем спортивный силуэт. На самом же деле первым подобным автомобилем стал SsangYong Action. Но про него как-то забыли, может быть, потому что не премиум, да и бренд не широко известный. А может быть, и потому, что корейцы не стали именовать модель как первый «кроссовер-купе».

Если же рассматривать кузов X6, X4, а в перспективе и MLC от Mercedes-Benz, то, по сути, модели являются обычными хэтчбеками, тогда как большинство современных кроссоверов и внедорожников по типу кузова относятся к универсалам. Но «кроссовер-хэтчбек» как-то не звучит. А вот купе... пусть и в корне неверно, но красиво.

BMW X6. Фото: BMW

«Кабриолет-кроссовер»

Этот класс пока существует в основном, только на примере концепт-каров или версий с мягкими крышами, что разумеется не практично. Jeep Wrangler тоже не в счет: во-первых, это настоящий внедорожник, во-вторых, крыша там снимается, мягко говоря, не очень удобным способом. Впрочем, на концептах «кабриолетов-кроссоверов» одним из первых был Volkswagen T-ROC, тоже пока не придумали, как сделать жесткую крышу и убирать ее автоматически. Но это вопрос обозримого будущего. Недаром уже и Land Rover показывал подобные машины, и Audi.

Потрудиться инженерам придется на славу, чтобы сохранить жесткость кузова и сделать модели безопасными. И судя по концепциям, такие машины скорее будут иметь тип кузова тарга. Так обозначаются автомобили, у которых снимается средняя часть крыши, а иногда еще и заднее стекло. Таким образом, закрытая машина превращается в подобие кабриолета с мощной дугой позади сидений. Но понравится ли производителям имя тарга. Не романтично, в отличие от "кабриолета-кроссовера".

VW T-Roc. Фото: Volkswagen

Хардтоп

В автомобильной промышленность есть и другие типы кузовов, не использующиеся сейчас, но известные в прошлом веке. Например, хардтоп.

Такой тип кузова был популярен в автомобилях 1960-х годах. Машина, по сути, представляла из себя обычный седан или купе с просторным вторым рядом, но у нее отсутствовала средняя стойка. Это придавало силуэту автомобиля больше изящества. Правда, борьба за безопасность быстро завершила историю таких машин в конце 80-х начале 90-х годов. Ведь в данном случае страдает жесткость кузова. Впрочем, при использовании современных материалов при строительстве машин, инженеры могут что-то придумать. Позже так называли машины (хардтоп) просто со съемной жесткой крышей.

Chevrolet Bel Air Hard-top Coupe 1957 год. Фото: Reuters

Ландо

Это название также связано с конными экипажами. Ландау — название немецкого города, в XIX веке получившего известность благодаря местному каретному производству. Однако в Европе такой тип кузова стали присваивать автомобилям со складной крышей над вторым рядом сидений. Водитель же и передний пассажир были закрыты железной крышей.

В наше время подобный тип кузова пытался возродить Maybach, выпустив версию Landaulet. Очень красиво, очень дорого, а поэтому штучно. И не случайно спрос на подобные машины если и будет, то незначительный, к тому же исключительно в определенных странах и среди богатых людей. Впрочем, люксовые бренды у нас есть, так что и оригинальный тип кузова может вновь возродиться.

Maybach Landaulet. Фото: Maybach