Аудитория Интернета на Украине в несколько раз меньше аудитории всемирной Сети в России. По данным украинского министерства связи, к Сети подключены около 45% населения страны, то есть доступом к Всемирной паутине обладает свыше 20 миллионов местных жителей.

Набор самых популярных сайтов вполне «стандартный»: поисковики, почтовые сервисы, социальные сети… Вот только от аналогичного российского «набора» украинский сегмент Сети отличает то, что в лидерах украинских сайтов фактически нет. Верхние 10 позиций заняли российские и американские интернет-компании, а местные игроки пока довольствуются местами во второй десятке. BFM.ru обратился к местному отделению компании Gemius, специализирующейся на измерении аудитории Интернета, и на основе этих данных разбирался, как изменились предпочтения украинцев в выборе сайтов в связи с кризисом в отношениях между странами.

САЙТ: Yandex.ua

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: -3,31%

Yandex прочно ассоциируется во всем мире как крупнейшая российская интернет-компания. На Украине эта репутация поисковику явно не пошла на пользу: его аудитория за последние несколько месяцев снизилась. Дополнительно против компании сыграл скандал, в центре которого оказался глава украинского подразделения поисковика Сергей Петренко. Топ-менеджер в мае на своей странице в Facebook напрямую поддержал сторонников Майдана на фоне трагедии в Одессе: «Все хорошо. Практически зачистили город от сепаратистов. Так что летом ждем». Запись впоследствии была удалена, а сам топ-менеджер уволен из компании.

Фото: BFM.ru

САЙТ: Google.ua

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: +8,46%

Ту аудиторию, которую в первом полугодии «потерял» Yandex на Украине, смог привлечь Google. Хотя поисковик и подчеркивает аполитичный характер своей работы, его представители неоднократно заявляли, что продолжают считать Крым частью Украины и отображать его таким образом на своих картах. Возможно, такая политика и стала одной из причин, благодаря которой американская компания укрепила свою лидерскую позицию среди всех сайтов украинского сегмента Сети. Благодаря этому компания также смогла несколько расширить аудиторию своей сети контекстной рекламы. Однако значительного роста доходов местному отделению Google это улучшение позиций все равно не сулит: местный рынок контекстной рекламы невелик и оценивается на уровне 150-160 миллионов долларов.

Фото: BFM.ru

САЙТ: Vk.com

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: +6,34%

Второе место в рейтинге самых популярных сайтов на Украине по-прежнему удерживает российская социальная сеть «ВКонтакте», которая даже смогла нарастить свою аудиторию. При этом рост аудитории социальной сети обеспечили не школьники и студенты, а именно молодые специалисты в возрастной группе 21 и старше. «ВКонтакте» также остается одним из лидеров украинского сегмента Сети по времени пребывания на сайте, что легко объясняется большим количеством «встроенного» контента. Еще один момент, который, вероятно помог расширить аудиторию сети на Украине, — заявление Павла Дурова, сделанное незадолго до отставки с поста генерального директора «ВКонтакте». Бизнесмен признавался, что к нему обращались представители ФСБ с требованием предоставить личные данные организаторов групп Евромайдана, но социальная сеть им в этом отказала.

Фото: BFM.ru

САЙТ: Mail.ru

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: -6,65%

У основного акционера «ВКонтакте», интернет-холдинга Mail.ru, украинская аудитория оказалась менее лояльной. Из-за опасений за сохранность своих персональных данных некоторые пользователи предпочли отказаться от почты на российском сервисе в пользу Gmail от американского Google. С начала года несколько сократилась украинская аудитория и другого дочернего проекта холдинга — социальной сети «Одноклассники».

Фото: BFM.ru

САЙТ: Facebook.com

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: -1,84%

Украинский Facebook.com пока не смог воспользоваться снижением аудитории конкурирующих социальных сервисов. Несмотря на высокую активность в этой социальной сети местных приверженцев Майдана, в том числе и из правительства, американской социальной сети пока не удается подняться выше восьмого места в рейтинге популярности сайтов. Российская «ВКонтакте» на местном рынке опережает конкурента почти в два раза. Отчасти такой отрыв можно списать на эффект «снежного кома»: зачем поддерживать полноценный профиль еще в одной социальной сети, если все друзья с тобой уже в контакте в другой?

Фото: Dado Ruvic/Reuters

САЙТ: Youtube.com

ИЗМЕНЕНИЕ АУДИТОРИИ С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2014 ГОДА: +3,46%

Еще один игрок, который смог за последнее время увеличить свою аудиторию на Украине, — видеохостинг Youtube, принадлежащий Google. Сайт стал настоящим полем для битв на фоне прошедших ранее выборов президента и парламента страны: некоторые кандидаты вкладывали десятки тысяч долларов в съемки роликов для агитации. Однако такая стратегия принесла успех далеко не всем. Например, один из самых популярных политиков на Youtube, представляющий интернет-партию страны, Дарт Александрович Вейдер, несмотря на сотни тысяч просмотров своих роликов так и не был допущен к выборам президента.

Фото: BFM.ru