По версии Следственного комитета России (СКР) Никитин злоупотребил положением при строительстве здания областной полиции: выделенные на стройку бюджетные средства были потрачены нерационально, а мебели закупили больше, чем было нужно и по высокой цене. СКР оценил причиненный государству ущерб примерно в 120 млн рублей.

Сам генерал в суде заявил, что никакого преступления он не совершал, за рамки сметы не вышел, а при строительстве, на которое было выделено 1,5 млрд рублей, он даже сэкономил бюджету 60 млн рублей.

На рассмотрении ходатайства СКР о заключении Александра Никитина под стражу в суд поддержать генерала приехала супруга. Фигурант уголовного дела выглядел уверенным: от камер лица не прятал и был настроен решительно.

Дело в отношении Александра Никитина СКР возбудил накануне по признакам преступления, предусмотренного частью 1-й статьи 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями). Она предусматривает наказание от штрафа до 80 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 4-х лет. Вторым подозреваемым в уголовном деле значится начальник отдела организации капитального строительства областного УМВД, полковник внутренней службы Алексей Шеенков. Последнего помимо злоупотребления должностными полномочиями заподозрили еще и в служебном подлоге (часть 2-я статьи 292 УК РФ. Также от штрафа до 4-х лет колонии — BFM.ru). Впрочем, официального обвинения ни тому, ни другому пока не предъявлено.

Настаивая на помещении генерала в СИЗО, следователь Руслан Мухачев сообщил, что возбуждению уголовного дела предшествовала довольно длительная проверка, которую проводило контрольно-ревизионное управление МВД, прокуратура Ивановской области и Генпрокуратура. В ходе нее было выявлено значительное количество нарушений при производстве строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в новом здании областного управления полиции (старое здание сгорело в 2008 году —BFM.ru).

Трата денег «для повышения репутации»

Следователь отметил, что преследование Никитина связано с тем, что он допустил расходование денежных средств на перепланировку и улучшенную отделку служебных кабинетов, «то есть на выполнение работ, не предусмотренных по госконтракту». «Как следствие, денежные средства были израсходованы на оплату работ, которых государство при перечислении из бюджетных средств на строительство здания УМВД не предусматривало», — сказал он. При этом следователь сообщил, что преступление было совершено Никитиным не из корыстной заинтересованности, а «для повышения своей репутации и подчиненных ему сотрудников».

Стоит добавить, что в материалах СКР также говорилось о том, что начальник УМВД превысил лимит на закупку мебели — ее приобрели по завышенной в пять и более раз стоимости.

Обратив внимание суда на то, что случаи, связанные с незаконным расходованием чиновниками бюджетных денег, получают широкий общественный резонанс и вызывают «резкое неприятие и раздражение», Мухачев попросил удовлетворить его ходатайство об аресте и поместить Никитина в СИЗО до 27 января 2015 года.

В обоснование он привел стандартные аргументы. Следователь заявил, что, находясь на свободе, генерал может скрыться, уничтожить и скрыть доказательства, а также оказать давление на свидетелей. Следователь добавил, что Никитин служит в правоохранительных органах вот уже 25 лет и имеет множество связей, которые может использовать, чтобы развалить дело.

Консультации для давления на следствие

«Он уже консультировался с высокопоставленными чиновниками правоохранительного блока, чтобы заручиться их согласием для давления на органы следствия и принятия ими выгодного для себя решения о прекращении дела», — сказал Руслан Мухачев.

Он также завил, что во время проверки КРУ Никитин пытался склонить подчиненных к даче показаний «в выгодную для себя сторону». «В настоящее же время принимаются меры к сокрытию исполнительно-отчетной документации и приложения к контракту», — добавил сыщик.

Его поддержал представитель Генпрокуратуры. «В настоящее время в правоохранительные органы поступают материалы о возможной причастности Никитина к другим преступлениям», — сказал прокурор.

Выслушав речь своих процессуальных противников, задержанный изъявил желание дать объяснения. «Вначале я хотел сказать кратко, но теперь я должен свою позицию высказать, даже если она не будет услышана судом», — сказал 49-летний генерал.

Он рассказал, что приступил к исполнению обязанностей в должности начальника полиции по Ивановской области в апреле 2013 года. В то время строительство нового здания областного УВД было заморожено, а его финансирование уже год как прекратилось. «Вся территория была завалена горами мусора и большими комьями земли», — вспоминал Никитин.

По его словам, для того, чтобы завершить строительство здания площадью 30 тысяч квадратных метров на двух гектарах земли, пришлось пересмотреть смету работ, для чего были созданы специальные комиссии и рабочие группы.

«Средства не были взяты ни с каких других работ, а появились в результате пересмотра сметы работ отдельного вида, которые были скрыты. Нам удалось сэкономить порядка 60 млн рублей», — уверял Никитин.

Он утверждал, что как начальник УВД не руководил стройкой, а лишь вносил предложения: оказалось, что проектировщики забыли выделить в здании помещение под раздевалки и бюро пропусков.

«Ремонтно-строительное управление предложило сделать нам улучшенную отделку. Никакой перепланировки по отремонтированным в улучшенном виде помещениям не было. Единственное, как я сказал на следствии, мы поменяли расположение дверей, так как они не вписывались в новую концепцию распределения кабинетов. Деньги не были сняты ни с каких других работ», — настаивал задержанный.

Он также отверг заявление представителя прокуратуры о том, что стройка якобы встала. «Это неправда, — не мог скрыть эмоции генерал. — Сейчас на объекте находится порядка 30 человек. Завершение работ планировалось ориентировочно 20 декабря этого года, а после новогодних праздников мы планировали переезд в новое здание».

Подозреваемый добавил, что вся закупленная мебель является отечественной, и ее стоимость не превышает установленный лимит.

«Будет удивительно, если в середине января начнется переезд сотрудников в новое здание, а я буду находиться под стражей», — вздохнул Никитин.

Подозреваемый или свидетель?

По его словам, ознакомившись с делом, он узнал, что показания против него дал Алексей Шеенков. «Я был крайне удивлен, что из него сделали свидетеля, хотя он совершил нецелевое расходование более 6 млн рублей», — заявил подозреваемый.

Он сообщил, что хищение денег на данную сумму выявило КРУ, а областная полиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества. По словам Никитина, оказалось, что строительные работы на данную сумму были выполнены только на бумаге, а деньги ушли на счета фирм-однодневок.

«Я не совершал никаких преступлений, разобраться надо. В тех действиях, которые мне инкриминируют, у меня не было никакой корысти и личной заинтересованности», — сказал Никитин и призвал суд не помещать его в СИЗО.

Защитники генерала Сергей Старовойтов и Ольга Рябкова назвали доводы следствия голословными. «Если послушать доблестного представителя следствия и не менее доблестного прокурора, то, как минимум, речь идет о деле изменника родины, который хотел подавить экономическую безопасность нашей страны», — с иронией заметил Сергей Старовойтов.

Он отметил, что в случае с Никитиным максимум, о чем может идти речь, это о халатности. «Может быть, и были допущены ошибки и нарушения, но это вовсе автоматически не означает, что он своими действиями пытался ущемить действия страны, службы и государства, — сказал защитник. — Как абсолютно правильно отметил следователь, Никитин являлся начальником УВД, а не стройки и подрядной организации, которые осуществляли строительство. Он должен был осуществлять общий контроль за расходованием денежных средств, в силу имеющейся у него возможности, опыта и образования».

Неконкретные аргументы

По его словам, доводы следствия, которые базируются на оперативной справке ФСБ, неконкретны. «Если вы имеете в виду возможность оказания ему помощи в прекращении дела, то нужно, по крайней мере, назвать о ком идет речь», — сказал адвокат.

«За 25 лет у Никитина, действительно, сложились и очень хорошие, и не очень хорошие отношения с другими руководителями правоохранительных органов. Но в представленной вами справке почему-то не указано, что у него есть недоброжелатели, которые, например, захотят сделать ему какую-то гадость», — добавил защитник.

Аргумент о том, что Никитин может скрыться, оставшись на свободе, он тоже отмел. «А еще Никитин может заболеть, потерять рассудок и, наконец, умереть», — указал он на предположительный характер доводов следствия.

Адвокаты просили отпустить Никитина под подписку о невыезде, залог в 1 млн рублей или под домашний арест в квартире гражданской жены генерала в Москве на Мытной улице.

После того, как выяснилось, что жилище находится в стадии ремонта, адвокаты к качестве альтернативного варианта предложили съемную квартиру супруги генерала.

Выйдя из совещательной комнаты через час, судья Наталья Дударь, согласилась с доводами следствия. В своем решении она отметила, что на данной стадии суд не рассматривает вопрос о причастности или непричастности генерала к преступлению. «Залог или домашний арест не исключит возможности препятствовать расследованию», — решила она и заключила генерала в СИЗО.

Генерал за генерала

Примечательно, что поручителем Александра Никитина в суде в пятницу готов был стать бывший начальник антикоррупционного управления МВД, генерал-лейтенант Денис Сугробов. Он сам в настоящее время находится под стражей по делу о преступном сообществе в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД.

Адвокат Сугробова Эдуард Исецкий сообщил BFM.ru, что в пятницу он передал защите Никитина поручительство. Однако адвокаты, по всей видимости, решили не использовать его, «дабы не создавать негативный акцент».

Напомним, что генерал-майор Никитин наряду с другими высокопоставленными должностными лицами полиции сам выступал поручителем за Дениса Сугробова, когда Басманный суд летом и осенью продлял тому арест. В освобождении борца с коррупцией было отказано. Зато, по словам Эдуарда Исецкого, в отношении всех поручителей были назначены служебные проверки. Ряд из них не вошли в новый штат реорганизованного ведомства, а двух следователей уволили.

Впрочем, адвокаты Никитина заявили BFM.ru, что не связывают уголовное преследование своего подзащитного с лояльностью по отношению к Денису Сугробову. Гражданская же супруга генерала отметила, что у ее мужа в области было множество недоброжелателей из-за «его принципиальной работы».