Президент России Владимир Путин выступил сегодня с посланием Федеральному собранию. Одной из главных тем обращения стало положение бизнеса и в целом деловой климат в России.

Глава государства призвал ослабить контроль бизнеса и сделать его проверки публичными. По мнению президента, отношения бизнеса и власти должны строиться на партнерском и равноправном диалоге.

Вместе с тем Путин подчеркнул, что Россия открыта для мира и инвестиций. Однако при этом главным должно стать развитие бизнеса внутри страны. Президент предложил «закрыть офшорную страницу в своей истории» и провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в страну.

В интервью Business FM заявления Владимира Путина относительно делового климата в стране прокомментировал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Как отразятся озвученные президентом предложения на деловом климате? И главное, легко ли будет реализовать то, что предложил президент?
Борис Титов: Это позитивные предложения, некоторые из них реализовать легко, некоторые сложно. Например, реестр проверок нас порадовал. Во-первых, экономика была в начале послания, как одна из важнейших задач, и внутри экономики контрольно-надзорная деятельность (КНД) занимала главное место. Сейчас, в декабре, будет внесена в Госдуму 294-я поправка о создании реестра. Он подтвердил, что он будет, это очень важный шаг вперед — ограничение и контроль за проверками. Кроме этого, есть сложные задачи. Например, для Банка России сегодня изменить свой подход, уйти от задачи чисто контроля инфляции к поддержанию роста — это очень сложная задача, но, тем не менее, сегодня она необходима, особенно в тяжелых сегодняшних условиях нужна своя политика количественного смягчения, когда деньги должны оказываться в реальном секторе экономики, поддерживать реальные инвестиции и реальные бизнесы. Конечно, эти механизмы, инструменты, как они там должны оказываться, это очень сложная задача. Не просто сделать так, чтобы они опять не оказались где-нибудь в офшорах или в спекуляциях, а именно оказались у конечного потребителя, который вкладывает их в реальные инвестиционные проекты. Кстати, у нас, в предпринимательском сообществе, в «Деловой России» уже есть даже предложения, как это сделать. Но это будет сложно.
А в целом, все-таки, как повлияет на деловой климат то, что прозвучало?
Борис Титов: Конечно, позитив, понятно. Другой вопрос, что ситуация экономическая уж больно сложная, и связана она со многими факторами, которые в один момент выстрелили одновременно. Это и санкции, и падение цен на нефть, которое отражается на курсе рубля, и накопившиеся внутри экономики проблемы. Поэтому сегодня ждать бурного роста, наверное, не приходится, но все-таки это меры, которые необходимы для того, чтобы сегодня экономика ломала тренд, и от совсем пессимистических настроений бизнес переходил все-таки к обдумыванию программы развития.
По поводу амнистии хотелось бы поговорить отдельно. Я позволю себе небольшую ремарку, историческую справку. Весной этого года глава Совфеда Валентина Матвиенко предложила Путину провести амнистию капитала. Тогда он сказал, что подумать можно, но не надо торопиться. И еще шаг назад в историю. Амнистия капитала проходила у нас в 2007 году, и тогда россияне отдали в казну меньше 4 млрд рублей, по тому курсу, примерно 150 млн долларов. При этом объем теневого сектора тогда оценивался примерно в 650 млрд долларов, и тогда было благополучное докризисное время. Как вы считаете, сейчас, насколько успешной может получиться амнистия капитала и поверит ли бизнес на этот раз государству?
Борис Титов: Это инструмент комплексный, состоящий из двух частей. Одна часть называется деофшоризация, другая — амнистия капитала. Сегодня деофшоризация прописана очень жестко, и это, действительно, такой хороший кнут для того, чтобы сломать ту систему, структуру экономики, которая складывалась годами. Сегодня обойти этот закон очень сложно. С другой стороны, амнистия капитала дает возможность это сделать без потерь, без ущерба, без особого риска для того, чтобы эти деньги вышли из офшорной зоны, не оказались не где-то в третьих чужих юрисдикциях, а именно в России. Поэтому, это два инструмента одной политики. В таком режиме это более эффективно, и есть большая уверенность в том, что она сработает. Тогда кудринская, так называемая, амнистия была не продумана, была спонтанна и не вовремя. Дьявол кроется в деталях. Была амнистия персональная, то есть снята ответственность как уголовная, так и административная, гражданская с физических лиц, которые амнистируют свой капитал, но не была снята ответственность с них же, но как руководителей юридических лиц. А ведь вся экономика, все процессы шли как процессы компаний, корпораций, поэтому, конечно, нужно продумать новую амнистию.