Какие ключевые проблемы в отрасли вы можете выделить сейчас, в конце 2014 года?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Страхование является производной от общей макроэкономической ситуации, которая, как мы все прекрасно знаем, находится не в самом лучшем состоянии на сегодняшний день. Меньше инвестиций, меньше перевозится грузов, меньше наших граждан ездит отдыхать за рубеж. Соответственно, всего этого меньше нам достается на страхование. Еще более важно то, что меньше продается автомобилей. Парк никуда не девается, но снижается пенетрация страхования, потому что мы вынуждены повышать тарифы на КАСКО, люди менее склонны к тому, чтобы страховать уже существующий парк. Все это ведет к тому, что рынок страхования снижается. На фоне общего снижения макроэкономической деятельности в 2014 году наложился специфический страховой кризис, связанный с ОСАГО. В этом году, к сожалению, те поправки, которые были приняты в законодательстве в связи с этим видом страхования, изменения тарифов, ситуацию изменили, но не могу сказать, что ее кардинально улучшили. ОСАГО продолжает держать рынок в кризисе.
По КАСКО есть ли какие-то цифры? Может быть, стоимость полиса КАСКО растет уже сейчас, или можно уже прогнозировать какой-либо его рост с января?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Мы одни из первых начали повышать тарифы еще в начале 2014 года. Сейчас мы видим, что многие наши коллеги-конкуренты делают то же самое. Тарифы действительно растут на 15-20%. Что будет по КАСКО в следующем году, сказать невозможно, потому что это очень сильно зависит от того, как поведет себя курс валюты. Вы прекрасно знаете, что примерно на 80-85% у нас ремонт автомобилей связан с курсом доллара.
В ОСАГО курсовая разница тоже играет весомую роль? Здесь какие могут быть изменения?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: До изменения курса, мы считали, что процентов на 45 нужно поднимать тариф. Сейчас на это наложился курс валюты. Мы много раз обсуждали с мегарегулятором, что в следующем году в связи с вступлением в силу новых поправок с 1 апреля будет повышение. Размер этого повышения на сегодняшний день обсуждается. Мы готовим свои аргументы, расчеты, свою статистику. Наверное, они каким-то образом будут аудироваться, рассматриваться ЦБ, мегарегулятором. Ну и, конечно же, курс валюты должен быть учтен при этом.

К слову о регуляторе, не так давно в ЦБ заявляли, что собираются проверить страховой рынок, в частности, на тему того, что появились жалобы, что страховщики просто бегают от клиентов и выносят центры урегулирования убытков куда-то на выселки так, чтобы человек поленился туда поехать. Это так?

Да, в целом мы знаем о существовании такой проблемы, но это не связано с компаний «Ингосстрах». Наши центры урегулирования убытков находятся там, где находились. Вопросы к нашим коллегам действительно возникают. И, конечно, мегарегулятор должен принимать какие-то меры в этом отношении.

По ДМС вы могли бы что-то сказать? Сейчас полис ДМС уже растет?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Конечно, да. Это тоже связано отчасти и с курсом, и с так называемой медицинской инфляцией. В основном ДМС пользуется средний класс, и в основном это не розничный ДМС. Это корпоративная история?

В основном - да, работодатель страхует своих сотрудников для того, чтобы рабочая сила была более здоровой, более производительной. Немножко цинично, но по сути это именно так. Мы закладываем где-то 10, а то и даже до 15% на медицинскую инфляцию..

То есть полис подорожает с января. Или он уже сейчас набирает?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Обычно в медицинском страховании два раза в год происходит плановое повышение цен, потому что перезаключение происходит в разное время и невозможно постоянно пересматривать тарифы, как, например, в страховании автомобилей. Да, мы планируем рост примерно на 10-15% с января.
Если говорить об итогах 2014 года и планах на 2015 год в цифрах касательно компании «Ингосстрах» в частности и рынка в целом?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Менеджмент компании предпринял активные действия по исправлению ситуации еще в 2013 году. Мы принимали активные действия, направленные на урегулирование проблем, в этом году. Результат налицо: за девять месяцев компания «Ингосстрах» получила прибыль в соответствии с МСФО в размере 1,6 млрд рублей. У нас достаточно позитивные прогнозы на конец года: по результату года мы тоже ожидаем прибыль. Понятно, что страховые случаи происходят. Буквально на днях еще один крупный убыток у нас произошел. Но даже крупные убытки не оказывают какого-то катастрофического влияния на наш отчет о прибылях и убытках, потому что у нас все профессионально перестраховано. На следующий год очень сложно делать оценки, потому что, как я и говорил, ситуация развивается скорее пессимистично. Мы ожидаем снижение объемов рынка в целом, снижение объемов страховой премии, подписанной «Ингосстрахом», и соответствующим образом, к сожалению, вынуждены относиться к нашим расходам. Мы расходы активно сокращаем, пытаемся оптимизировать нашу расходную часть. Конечно, это связано с осторожным отношением к инвестиционным проектам. Мы инвестируем только в те проекты, которые, по нашему мнению, дадут отдачу в достаточно короткий промежуток времени.
Вы сказали, что страховой рынок является индикатором по состоянию экономики в целом, потому что это его производная часть. Если перспектива страхового рынка на следующий год не оптимистичная, наверное, аналогичного мнения вы придерживаетесь и относительно экономики страны в целом? По макроэкономике можете какие-то прогнозы дать?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: Тут как раз причинно-следственная связь: мы зависим от макроэкономики, а так как мы не ожидаем ничего хорошего в макроэкономике, мы и соответствующим образом смотрим на страховой рынок. Вы правильно сказали, что в страховании есть определенные виды, которые являются так называемыми лакмусовыми бумажками. Это страхование грузов: очевидно, чем меньше грузов перевозится, тем меньше нам достается на страхование этого бизнеса. Меньше людей ездит за рубеж. По некоторым оценкам, уже сейчас снижение потока выезжающих за рубеж примерно в два раза составило. Соответствующие прогнозы на следующий год, прогнозировать курс, инфляцию не возьмусь на сегодняшний день, потому что только спекулятивные оценки могут быть.
Есть ли какие-то драйверы роста на рынке страхования? Что может «вытащить» в 2015 году рынок из кризиса?
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: В классическом страховании - нет. У нас есть определенные виды, которые называются страхованием. Мы считаем не совсем страхованием такие виды, как страхование от несчастного случая заемщиков банка, где огромные суммы возвращаются банкам в виде комиссий. Эти виды бизнеса растут, мы ими очень аккуратно занимаемся, потому что это все-таки не классическое страхование. Растущих классических видов страхования на сегодняшний день, к сожалению, мы не видим.