Год был непростой, но кабмин справляется с трудностями, сказал президент на заседании правительства.

По словам Путина, в ближайшее время нужно сосредоточиться на решении основных задач. Главными направлениями для правительства он назвал социальные обязательства и курс рубля.

Владимир Путинпрезидент РФ«На правительстве огромная ответственность. Трудности, с которыми столкнулись, они связаны не только с какими-то ограничениями санкционного характера или с ограничениями, связанными с объективной международной конъюнктурой. Они связаны и с нашими с вами недоработками, которые складывались в течение лет. Конечно, все это досталось исторически. Но мы с вами давно прилагаем усилия и попытки изменить структуру экономики, облагородить ее, придать более инновационный характер. По этому направлению тоже немало сделано, но события последнего времени показывают, что недостаточно. Поэтому я прошу вас сосредоточиться на основных направлениях. Основным, безусловно, является исполнение наших социальных обязательств, решение вопросов, связанных с поддержанием курса национальной валюты. Разумеется, это, прежде всего, проблема и задача Центрального банка. Но без соответствующей координации с финансово-экономическим блоком правительства и Центральный банк вряд ли сможет эту задачу решать эффективно. Сейчас праздники, они у нас достаточно затяжные, люди имеют право отдохнуть, у нас такой депрессивный период осенне-зимний достаточно большой, и праздники, конечно, не лишними являются, но для правительства, конечно, таких длительных праздников, во всяком случае, в этом году мы позволить не можем».

По словам Путина, «правительство должно использовать режим ручного управления экономикой, если необходимость в этом возникнет. Ничего здесь зазорного нет», — заявил президент. В свою очередь, премьер Медведев пообещал, что в ближайшее время правительство подготовит антикризисные меры. Часть из них уже реализуется, часть из них должна быть внедрена в ближайшее время, добавил он.

Что означают заявления Путина о работе кабмина? Рассуждает гендиректор Фонда нацэнергобезопасности Константин Симонов.

Константин Симонов: Сейчас любопытный период наблюдаем, я бы назвал его «вежливый Путин»: Владимир Владимирович всем доволен, у нас все эффективные, Центральный банк ни в чем не виноват, а обвал рубля произошел по объективным причинам. Игорь Иванович Сечин — эффективный менеджер. У нас знаете, как у Чичикова с Маниловым был диалог. Они там чиновников обсуждали, и все оказались на удивление приличными, порядочными и очень хорошими людьми. Вот так у нас сейчас происходит. Видимо, Путин считает, что сейчас главная задача — это консолидировать элиту и удержать ее от таких панических настроений. Потому что тема предательства элиты самая главная в повестке дня, и она пока еще никуда не делась. Варианта два: либо стращать элиту и лупить ее, либо задабривать. Но обычно Путин комбинацию этих методов использует, поэтому я совершенно не удивлюсь, если вежливый Путин сменится опять грозным Путиным, все зависит от того, как ситуация в экономике будет развиваться.
Для чего президент проводит отдельную встречу с экономическим блоком, при этом сам же говорит, что за экономику, в общем-то, правительство отвечает?
Константин Симонов: Надо показать, что ситуация не бесконтрольна, что президент держит руку на пульсе, такая ритуальная штука с целью сбить панику. Но мы тоже понимаем, что пока какого-то внятного курса мы не наблюдаем. Либо вы тогда занимаетесь мобилизацией экономики, тогда прямо об этом и скажите и занимайтесь уже ей, наконец. Либо вы говорите, что правы те, кто говорят, что нам нужны хорошие институты, и все само рассосется. Тогда создавайте эти хорошие институты, либо делайте и то, и то, как я считаю, это абсолютно нормально — попытаться сочетать. Ну, делайте уже что-нибудь.
Что будет, если внешняя конъюнктура в начале года ухудшится, возможен ли такой вариант, и если случится, правительство справится?
Константин Симонов: По-хорошему, вообще-то, правительство должно отнестись к словам Путина на тему поработать в праздники. Потому что понятно, что страна будет в нирване две недели, но это хороший повод посидеть спокойно хотя бы законы и распоряжения составить, хотя бы выполнить послание Путина от 8 декабря. Если они в этом плане услышат Путина, будет здорово, шансы у них какие-то есть. А если они будут на работе в морской бой играть, то ничего не поменяется.

На заседании правительства премьер-министр сообщил, что в советы директоров госкомпаний могут снова вернуться вице-премьеры и федеральные министры. Хотя инициатором вывода высокопоставленных чиновников из управления госкомпаниями был сам Медведев — в целях улучшения инвестклимата он дал соответствующее поручение в марте 2011-го. Почему решено отказаться от этого решения? Отвечает член правления РСПП Игорь Юргенс.

Игорь Юргенсчлен правления РСПП«Решение вывести государственных чиновников из государственных компаний было совершенно правильным на периоде 2007-2011 годов. Страна развивалась спокойно, более или менее по рыночным правилам. Сейчас наступил кризис, предвоенное состояние. И теперь уже, безусловно, не до рыночности, экономических пропорций и рационального поведения. Естественно, качество от того, что министр сидит и управляет компанией, которая должна управляться экономическими законами, падает. Но кризис есть кризис, нужны срочные оперативные решения. Соответственно министры, выполняя волю председателя совета министров и президента РФ, действуют как комиссары. Такую компанию спасти, эту спасать менее, деньги сюда дать, а сюда не давать — для этого не нужно особого знания экономических законов. Я не хочу ничего плохого про наших министров сказать, но это просто пожаротушением называется. После этого их опять надо будет выводить».