Инвестировать в российский полуостров испанский градостроитель планирует 15 миллионов евро. Это его личные средства, которые он взял в качестве кредита в швейцарском банке. При том, что Европа сегодня не готова вкладываться в Крым, банк без проблем одобрил заявку испанского архитектора. По словам градостроителя, на самом деле многие бы хотели инвестировать в полуостров, но опасаются, им на это нужно время. По мнению Мануэля Нуньес-Яновского, архитектура Крыма сегодня ужасна. Архитектор уже работал там в 90-х над строительством жилого комплекса для военных в севастопольской бухте Омега. В свое время он создал там завод по производству инновационных строительных материалов – железобетонных конструкций, готовых к тому, чтобы из них собирать дома по принципу конструктора. «Мы предлагали сделать двухэтажные здания вдоль бухты, потом 4-этажные, потом 6-этажные, чтобы не закрывать море и пляж для людей, которые живут дальше. К сожалению, сегодня в бухте Омега стоит дикое многоэтажное здание, которое закрывает перспективу на море».

Говоря про Украину, испанский градостроитель отметил, что там забыли о своей идентичности. «В чем трагедия Украины? Вместо того, чтобы думать что «мы украинцы, потому что мы дружим с русскими» или «мы украинцы, потому что мы дружим с американцами» - нет! Вы украинцы – потому что вы украинцы. Вот это правильный вывод».

Сегодня у Нуньес-Яновского большие планы по «освоению Крыма»: он хотел бы перестроить здесь все. Вернуться сюда и закончить оставленные когда-то проекты испанский архитектор согласился по приглашению своего друга, однофамильца бизнесмена Владимира Яновского.

Мануэль Нуньес-Яновскийархитектор, урбанист, член королевской академии изящных искусств Испании«Мой интерес – воссоздать строительную индустрию в Севастополе, в Крыму. В 1991 году я уже был в этом проекте, но меня остановили. Я хотел показать, что строить можно по-другому, не эти коробки, которые сейчас продолжают делать. А нормальные, красивые дома для людей. Я хочу закончить то, что когда-то начинал».

Инвестпроект испанца состоит из двух частей: учебного заведения и завода. Все будет работать смежно. «Я хотел бы построить учебный кампус в Севастополе. Там бы обучались будущие строители и архитекторы. Параллельно я построю завод по производству железобетонных конструкций. Такой же, как был развален в свое время в Севастополе».

Мануэль Нуньес-Яновскийархитектор, урбанист, член королевской академии изящных искусств Испании«В 2013 году начался мой пятый период в творчестве. Что-то двинулось в Крыму, а у меня остались там какие-то корни последних лет советской власти. Тогда я создавал с французскими инженерами завод архитектурного железобетона. Мы выпустили первое производство, чтобы показать, что это не серые железобетонные хрущевские коробки, или брежневские, или перестроечные. Это архитектура, которую, как и скульптуру, можно моделировать, ей можно, как в пластилин, играть. К сожалению, в 1991 году это развалилось. Я вернулся туда в 2013 году и увидел, что мои панели, мои изделия лежат там. Их оставили в `91 году, прошло 23 года, и я ходил их ощупывал. На них нет подтеков ржавчины – 23 года спустя для железобетонного изделия, брошенного вот так, это очень важно, и я был очень этим доволен. В прошлом году, когда пошла «крымская весна», я вызвал руководителей Крыма и сказал: давайте воссоздавать стройиндустрию. Сейчас мне нужно вернуться в Севастополь, представлять мой проект на градсовете».

В 2011 году для строительства православного храма в Париже был отобран проект Мануэля Нуньес-Яновского, разработанный вместе c московским архитектурным бюро Arch Group. «Это проект русского храма в Париже, который мы сделали с молодой московской командой и выиграли конкурс. Они мне тогда сказали: «Нам хочется просто поучаствовать». Я им ответил: «Дети, у меня нет времени просто поучаствовать. Или мы его выигрываем, или не выигрываем. И мы выиграли первый и второй тур». Однако в последний момент власти французской столицы передумали: проект не понравился мэру города Бертрану Деланоэ, и было решено выбрать другой – французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. По словам адвоката Нуньес-Яновского, контракт с его клиентом был разорван в 2012 году под давлением нового левого правительства и лично министра культуры Франции Орели Филипетти. Власти захотели, чтобы здание было «более скромным». Нуньес-Яновский получил отступные в размере 600 тысяч евро.

Российский православный и культурный центр в Париже, проект Мануэля Нуньес-Яновского. Фото: nunez-yanowsky.com

Сегодня стоимость строительства православного духовного центра с храмом по новому проекту оценивается более чем в 310 миллионов рублей. Еще более 120 миллионов уйдет на сопутствующие работы на месте стройки. Вместе со стоимостью земли, которая была выделена под строительство в центре Парижа, стоимость проекта может достичь 5,5 миллиардов рублей. Финансирование идет из российского бюджета, все здания будут отданы в безвозмездное пользованиие РПЦ.

Комплекс площадью более 4,6 тысячи квадратных метров включает в себя пятикупольный православный храм, русско-французскую школу, зал торжеств и культурный центр. Располагаться он будет на берегу Сены в 7-м округе Парижа, между Эйфелевой башней и Музеем на набережной Бранли. Россия купила этот участок в 2010 году – сумма сделки была неизвестна, но французские СМИ тогда оценивали ее в 70 миллионов евро. Окончание строительства планируется на 16 сентября 2016 года.

По мнению экспертов, суммы, которые были озвучены прессе на строительство комплекса, явно очень малы и недостаточны для осуществления подобного проекта в центре Парижа. Первоначальная стоимость проекта Мануэля Нуньес-Яновского составляла 34 миллиона евро. Стоимость нового проекта озвучили как 4,32 миллиона евро.

Архитектор Мануэль Нуньес-Яновский родился в Узбекистане, в раннем возрасте перебрался с родителями в Крым, под Симферополь. Отец был испанцем, мать – русской. После он жил в Одессе, затем переехал в Испанию. Здесь он построил дом по собственному проекту, прямо напротив замка знаменитого художника и скульптора Сальвадора Дали. Мануэль был его учеником и очень чтил творчество маэстро.

В Москву знаменитый испанский архитектор приехал в рамках конкурса архитектурных работ Sika Awards. Его тема – мосты будущего. Молодые архитекторы должны представить, как будут выглядеть мосты и инфраструктура вокруг них в ближайшие годы, применить современные технологии в градостроительстве и показать инновационность мышления.

Свое мнение об архитектуре Москвы архитектор с русскими корнями выразил однозначно: «В 60-е годы Хрущев заказал зверскую бомбу, которая разгромила СССР: я имею в виду географию городов России и бывшего советского пространства. Это «хрущевки», их еще называют «хрущобами». Это зверский момент, и он меня очень заинтересовал, потому что тогда я уже был архитектором».

Есть ли все же что-то положительное в архитектуре Москвы? Сейчас архитекторы спорят о том, что Москве, как и Парижу, как и Лондону, нужен свой стиль. Нужен ли он нашему городу?
Мануэль Нуньес-Яновский: В Москве не должно быть ни как в Лондоне, ни как в Париже. Москва должна изобрести свое собственное будущее. Пока русские архитекторы, дизайнеры и строители не поймут, что Москва имеет свои особенности, исторические, и что создание какой-то карикатуры Нью-Йорка, какого-то Сити, какого-то мини-Манхэттена не спасет Москву. Нужно думать по-русски. Здесь другие люди, другой город, другая культура, почему же нужно делать так, как на Западе? Вместо того, чтобы грубо копировать Запад, делайте по-вашему. Российская архитектура – богатейшая. А то, на что я смотрю сейчас – это бедно. Посмотрите на Собор Василия Блаженного – для мня это и есть проект города. Вы представляете себе гулять по собору Василия Блаженного в масштабе Москвы?.. Такая должна быть оболочка города, и это то, что должно объединять москвичей. Архитектура Москвы должна быть такая, чтобы, когда мы едем с Курильских островов, или из Польши, или с Северного полюса, мы видели ее на горизонте и говорили – «Вау, Москва! Вот это город! Это русский город!
Как вы вообще оцениваете архитектуру современных городов?
Мануэль Нуньес-Яновский: Города задыхаются, в них задыхаются люди и планета вместе с ними. Взять к примеру Лос-Анджелес: сегодня это страшное «биологическое тело», которое простирается на сотни километров. В Москве же, если посмотреть с высоты, хорошо видны «кольца» дорог. Рамки развития города, ограниченные МКАДом, дал еще Сталин – дальше строить было нельзя – иначе город начнет задыхаться. А сегодня Москву расширили гораздо дальше, присоединив «новые территории». Был правильно определен образ той Москвы, которую они хотели сделать для Союза, потому что это была одновременно столица всей Родины. Это было сделано образно от и до: Кремль, излучение (система лучевых дорог, расходящихся от Кремля – прим. ред.) Вот она Москва, вот она заканчивается здесь, и вот эти семь башен, семь холмов. Это было очень грамотно. Люди видели образ города, и это ваша культура – образная, ее нельзя терять ни в коем случае. Если вы ее теряете, вы противоречите вашей религии, культуре. Я считаю, что пока вы не вернетесь к созданию образа Москвы, у вас не получится Москва. А сейчас она вообще никакая. Ильдефонс Серда, который создал план Барселоны, написал очень интересную фразу, которая для меня является на сегодняшний день лозунгом: «Урбанизируйте село и оселяйте город». Я думаю, если сегодня мы не войдем в диалог с природой, мы задохнемся в своих городах.

Сегодня есть много проектов и технологических решений, которые позволяют делать города более «зелеными», более близкими с природой. Этими решениями надо пользоваться, чтобы сделать то место, где мы живем, более чистым, более красивым, более приспособленным для жизни. Эту мысль хотел донести господин Мануэль Нуньес-Яновский, и с ним невозможно не согласится.

Сегодня Мануэль Нуньес-Яновский живет в Париже со своей женой – киевлянкой. До этого он был три раза женат на немках. Несмотря на свой возраст, а маэстро сегодня 72, в ноябре прошлого года у него родилась дочка.