На антикризисных стратегиях наши девелоперы собаку съели — уж который кризис их разрабатывают. И если истоки нынешней ситуации и ситуации, скажем, 2008-2009 годов различаются и серьезно, то пути выживания в сложных экономических условиях по большому счету одни и те же. Разве что в прошлый раз девелоперы раскачивались долго, а сейчас бросились спасаться сломя голову.

Кадровые чистки и сокращения зарплат — меры, которых избежали единичные компании. Но общеизвестно, что как раз эти меры крайне малопродуктивны и часто дают эффект обратной петли. Неоднозначно по результату выглядит и оптимизация рекламных затрат. Поэтому, по наблюдениям экспертов компании «Домус Финанс», сейчас на рынке два противоположных тренда. Пока одни девелоперы сокращают рекламные бюджеты, другие увеличивают процентов на 10-15, рассчитывая заполучить как раз тех клиентов, которых из-за своей экономности недосчитались первые.

Впрочем, потребительский спрос стимулируется не только рекламой, но и, например, бонусами: бесплатная отделка квартир, возможность получить у компаний-партнеров мебель и технику бесплатно или с большой скидкой, машиноместа в подарок — все идет в ход. Отдельная тема — ставшие более длительными и более гибкими рассрочки, а еще совместные ипотечные программы, разработанные банком и девелопером. Найти ставку ниже 13% сегодня не трудно, но условия кредита, конечно, не самые шоколадные.

Многие девелоперы, завоевавшие рынок высокобюджетного жилья, теперь заявляют о выходе на рынок жилья массового спроса. Экономически понятно, но как будет на практике? Там хватает игроков сильных и опытных, локтями они толкаются серьезно, да и строить конкурентоспособное жилье эконом и комфорт-класса, не выходя за его ценовые пределы, искусство, доступное не всякому.