Американская корпорация Еxxon Mobil подала иск против России в Стокгольмский арбитраж. Компания требует возмещения переплаченных налогов в рамках проекта «Сахалин-1», сообщил «Интерфаксу» представитель российского Минэнерго.

По соглашению о разделе продукции участники «Сахалина-1» выплачивают в российский бюджет НДС по ставке 35%. В 2008 году были приняты изменения в Налоговый кодекс о снижении НДС до 20%. После этого Еxxon Mobil стала добиваться возможности снижения ставки этого налога и для «Сахалина-1».

С учетом того, что в России Налоговый кодекс в принципе является основным федеральным законом, который регулирует такого рода правоотношения, нельзя исключать, что требования могут быть обоснованы в суде, комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«С учетом практики, которую мы имеем по делу «ЮКОСа» в Гаагском арбитраже, можно допустить, что по данному делу требования нефтяной компании могут быть поддержаны. С учетом обязательности арбитражной оговорки, которая существует в соглашении о разделе продукции для данного вида спора, обязательность решения в отношении России не оспорима и безусловна. Что касается сроков, здесь нужно исходить из того, что обычно подобного рода дела рассматриваются не менее года, и можно ожидать вынесения решения в течение года-полутора лет, а исполнение может также занимать определенное время».

Позиция России заключается в том, что соглашения о разделе продукции (СРП) имеет статус закона, основные его условия реализации проекта должны быть неизменными с момента заключения соглашения.

По сведениям «Ведомостей», две недели назад в Москву приезжал президент Еxxon Mobil Рекс Тиллерсон, но договориться не удалось. Тем не менее, он заверил, что сворачивать бизнес в России компания не собирается. Газета также отмечает, что ранее Exxon Mobil на своей позиции сильно не настаивала. Но введенные в 2014 году санкции резко ее изменили. Основные направления сотрудничества к осени оказались заморожены, и Exxon Mobil несколько месяцев назад жестко поставила вопрос о налоге.

С чем связаны действия американской компании, объясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Компания Exxon Mobil с самого начала своей работы по проекту «Сахалин-1» была «бунтовщиком», то есть она поступала так, как ей велели корпоративные правила, интересы акционеров и так далее. Другие участники проекта, например, на соседнем проекте «Сахалин-2» — компания Shell, она всегда была настолько лояльна по отношению к российским властям, что фактически в каждом случае уступала их требованиям. А что касается, что вдруг почему-то возникли претензии по переплате налога, то претензии были давно, а сейчас уже, судя по всему, менеджменту компании надо перед акционерами отчитываться, что в России есть не только убытки, но также и борьба за отстаивание своих финансовых прав. Сумма приближается к полумиллиарду долларов, она действительно существенная даже для такой огромной компании, как Exxon Mobil».

Сама Exxon Mobil в качестве компромисса предлагает возместить ей половину переплаченной суммы и в дальнейшем перейти на расчет налога по ставке 20% вместо нынешних 35.