Семьи погибших при крушении траулера «Дальний Восток» получат по миллиону рублей. Об этом заявили в Министерстве труда. Судно затонуло в Охотском море в ночь на четверг, погибли 56 моряков, в том числе и капитан.

Катастрофа заставила экспертов снова поднять вопрос о компенсациях родственникам погибших. А также затронуть тему страхования ответственности владельцев объектов, где гибнут люди.

Компания «Магеллан», судовладелец, еще утром четверга сообщила, что все моряки траулера были застрахованы. Подробности, в том числе и размер выплат, — неизвестны. Затем в МЧС заявили, что семьи погибших получат компенсации, как от страховщиков, так и из бюджетов субъектов федерации. Позже в Минтруда рассказали, что семьи погибших получат по миллиону рублей. И, возможно, заплатит судовладелец, предполагает замдиректора управления морского страхования компании «Росгосстрах» Ольга Лазовская.

Ольга Лазовскаязамдиректора управления морского страхования компании «Росгосстрах»«Компания «Магеллан» — не самая маленькая, скорее всего, они полностью выполнят свои обязательства по контракту перед членами экипажа, независимо от наличия, был у них полис страхования или не был. Они просто сами выплатят из своих активов, это тоже нормальная практика».

Крушение в Охотском море — очередной повод вспомнить об особенностях российского страхового рынка. И о взаимоотношениях этой отрасли и остального бизнеса. Моряк — профессия опасная, жизни и здоровье ее представителей, как правило, застрахованы. Но как быть с другими случаями, когда гибнут обычные люди. И в итоге семьи получают относительно небольшие компенсации и только из бюджета.

Катастрофа «Булгарии», лето 11-го года, 122 погибших, по миллиону триста тысяч рублей заплатили родственникам. Пожар в подмосковной психиатрической клинике весной 13-го, 38 жертв, 500 тысяч компенсации. Недавняя трагедия в казанском ТЦ «Адмирал», 17 человек погибли, выплаты семьям по миллиону рублей. И все это без участия страхового бизнеса. Комментирует эксперт в области страхования Александр Григорьев.

Александр Григорьевэксперт в области страхования«В большинстве развитых стран применяется так называемый «прецедентный метод», потому что сами организаторы места массового пребывания людей (аквапарки, аттракционы, концерты, стадионы и т.д.), понимая, что, если, не дай бог, что произойдет, страхуют на большие суммы, потому что их просто юристы в этих странах разорят, например. В нашей стране, если мы берем ситуацию по типу ТЦ в Казани или другие, то, да, возможно, не застраховано».

На профессиональном языке это называется «страхование ответственности», которое в России практически не развито. Хотя, есть исключение: страхование опасных производственных объектов, ОПО. Закон о нем был принят после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. К таким объектам относят гидротехнические сооружения, шахты, обогатительные фабрики, некоторые заводы и даже автозаправки. Их владельцы по закону платят страховщикам крупные суммы. Но почему такое страхование распространяется только на опасные объекты? Мнение профессора ГУ ВШЭ, доктора юридических наук Юрия Фогельсона.

Юрий Фогельсонпрофессор ГУ ВШЭ, доктор юридических наук«Закон ОПО сделан у нас таким образом, чтобы просто у нас страховщики собирали деньги, потому что получить выплату по ОПО очень сложно. Он не сориентирован фактически на то, чтобы получать выплату. Это моя точка зрения. Кто сумел пролоббировать этот самый сбор денег... Всегда первые 2-3 года это очень выгодный вид страхования, потому что сборы есть, а требований нет практически, и наши страховщики вводят страхование, собирают на рынке за первые 2-3 года сливки, после этого сливаются, и все».

Сливки ОПО — это 6,5 миллиардов рублей страховых отчислений в прошлом году, 9 миллиардов в позапрошлом. При этом страховые выплаты — примерно 250-280 миллионов в год, то есть в десятки раз меньше. Страховщики говорят, что техногенные катастрофы происходят редко, но если произойдут, то и выплаты будут громадные. На опасных предприятиях люди действительно гибнут нечасто. В отличие от происшествий на транспорте, в ресторанах и клубах, торговых и развлекательных центрах. Где ответственность владельцев не застрахована. Исправлять перекосы на страховом рынке — дело регулятора. С позапрошлого года его функции выполняет Центробанк. Возможно, ЦБ просто больше интересуется курсом рубля, что, собственно, и положено делать Банку России. К сожалению, катастрофы будут происходить и дальше. И в основном на тех объектах, которые закон не считает опасными. И страховые случаи снова не наступят. В отличие от смертельных.