Россия хочет работать доверительно и открыто со всей Европой. Об этом заявил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве с греческим премьером Алексисом Ципрасом. Российский президент напомнил о намерениях создавать единое экономическое и гуманитарное пространство от Лиссабона до Владивостока. «В наших планах совместных это всегда присутствовало — долгосрочное и стратегическое сотрудничество», — подчеркнул глава государства. При этом, по словам Путина, Россия не ставит перед собой задачу использовать отдельные ситуации в ЕС для улучшения отношений в целом.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Хочу вас заверить в том, что мы не собираемся ничего использовать внутри ЕС для того, чтобы решать как-то фрагментарно вопрос улучшения отношений с европейским объединением в целом. Мы за то, чтобы работать со всей объединенной Европой, работать открыто, доверительно, в рамках долгосрочных наших стратегий. Вы знаете уже о том, что я говорил: нам нужно создавать единое экономическое гуманитарное пространство от Лиссабона до Владивостока. Недавно президент Франции меня поправил даже, сказал, не забывай, что это изначально была идея де Голля, только он говорил о пространстве от Лиссабона до Урала, ты только ее немножко расширил. Я не спорю, так оно и было на самом деле. Во всяком случае, это вот в наших планах совместных, всегда присутствовало такое отношение к сотрудничеству: долгосрочное, стратегическое. Об этом мне говорил когда-то и бывший канцлер Федеративной Республики господин Коль, который являлся очень горячим сторонником развития российско-германских отношений. В общем, никакой новизны здесь нет, и ничего необычного в том, что делает в этом направлении действующий премьер-министр Греции, я не вижу. Мы будем только поддерживать».

Путин также сказал, что Греция не просила финансовой помощи у России, но кредиты могут быть даны на реализацию совместных проектов. Российский президент также подчеркнул, что сотрудничество Москвы и Афин выгодно кредиторам Греции. «Для меня даже странно слышать, что кто-то высказывает какие бы то ни было сомнения на этот счет. Это продиктовано исключительно текущими конъюнктурными политическими соображениями, которые ничего общего не имеют с интересами ни греческого, ни российского и вообще европейских народов», — заявил Путин.

В свою очередь, греческий премьер Алексис Ципрас ответил на звучавшую в его адрес критику со стороны европейских политиков по поводу визита в Москву. Он также рассказал об отношении Афин к взаимным санкциям ЕС и России.

Алексис Ципраспремьер-министр Греции«Мы уважаем наши обязанности во всех международных организациях, в которых мы участвуем, и одновременно мы используем все возможности на международном уровне в целях продвижения взаимовыгодного сотрудничества на основе продвижения защиты интересов греческого народа. Возможности такого сотрудничества между нашими странами обсудили сегодня с президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Мы более детально обсудили, более конкретно, как мы можем увеличить греческий экспорт в Россию, как мы можем снять российские ответные меры на определенную продукцию греческих интересов. В рамках нашего обсуждения мы подчеркнули, насколько важно обеспечение мира и стабильности на Украине, соблюдение реализации и применения в жизни минских соглашений, насколько это является ключом для того, чтобы преодолеть этот глубочайший европейский кризис и оставить позади порочный круг тупиковых санкций».

Владимир Путин и Алексис Ципрас обсудили, в том числе, участие Греции в проекте «Турецкий поток». Как сказал российский президент, транзит газа «Турецкого потока» даст Греции сотни миллионов евро.

Путин и Ципрас также затронули тему возможного снятия ответных санкций России в отношении Греции. Продовольственное эмбарго ударило по Греции, но сделать исключение для одной страны Евросоюза невозможно, заявил российский лидер. По его словам, выходом из ситуации может быть создание совместных предприятий в области сельхозпроизводства.

Итоги переговоров для Business FM прокомментировал Федор Лукьянов, глава президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Федор Луьяновглава президиума Совета по внешней и оборонной политике«Я бы выделил тот факт, что Путин подчеркнул: отмена санкций в отношении одной страны невозможна. Это, на мой взгляд, очень такой изящный ход <…> То есть вы там у себя разберитесь, а тогда мы уже будем принимать решения, даже если дело касается стран, которые нам симпатичны. А вообще, на мой взгляд, ничего сенсационного от этого визита ожидать не надо было, и та настоящая истерика, которая развернулась в Европе, это, скорее, демонстрация некой неуверенности в собственных силах, чем реальных перспективах. Греция сейчас находится в цепях, она вообще ничего делать не может, пока тем или иным способом не решится вопрос в отношении с кредиторами. А он может решиться либо новой договоренностью, какой-то более удачной для Афин сделкой, либо процедурой выхода Греции из еврозоны, со всеми вытекающими последствиями. И в том и в другом случае наступит какая-то ясность, и тогда можно уже строить политику в отношении Греции. Сейчас этого сделать просто невозможно, потому что Греция, в каком-то смысле она не правомочна принимать решения <…> По поводу совместных проектов — это, собственно, даже не совсем кредиты. Вернее, это такая кредитная поддержка, наверное, госгарантии, там разные формы бывают. Давать Греции деньги бессмысленно, потому что они улетят в топку обслуживания гигантского греческого долга, то есть автоматически перекочуют кредиторам, МВФ или банкам каким-то. Это будет еще менее осмысленное действие, чем выдача Виктору Федоровичу Януковичу кредита в декабре 2013 года, чего и не произошло, и слава Богу <…> Какие политические преференции? Еще раз повторю: Греция сейчас находится в ситуации, когда она толком ничего сделать не может, она полностью зависит от решения долгового вопроса. И Ципрас не собирается и не будет ради того, чтобы укрепить отношения с Россией, рушить все вокруг Греции в ЕС. Это идет игра, безусловно, он пытается использовать этот визит для некоего психологического давления на ЕС, что мол, если вы нас не будете уважать, мы найдем, куда пойти. Все это, с одной стороны, понимают, с другой стороны, нервозность некую это вызывает, чего, собственно, и добивались. А для России это хороший способ тоже продемонстрировать, что ЕС совсем не монолитен, но играть в какие-то более серьезные игры до того, как станет понятно, какова вообще судьба Греции в Европе, бессмысленно».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сказал журналистам, что Россия подготовила ряд предложений о возможном ослаблении продовольственного эмбарго в отношении Греции. В подробности министр вдаваться не стал.