Выборы в Великобритании. Победителя может не быть
Крупнейшие партии страны — консерваторы и лейбористы — идут практически вровень. Если никто из них завтра не сможет набрать большинства голосов, то британцы получат «подвешенное правительство»
Читать на полной версииЗавтра, 7 мая, в Великобритании состоятся выборы в парламент, по итогам которых будет сформировано новое правительство. Прогнозы всех крупных аналитических агентств говорят о ситуации «подвешенного правительства» — когда ни одна из партий не набирает большинства. В такой ситуации формирует правительство та из крупных партий, которой удастся привлечь в свою коалицию более половины парламентариев. Однако из-за множества игроков и сложных взаимоотношений между ними предугадать результат становится почти невозможно.
Последние опросы по двум крупнейшим партиям показывают небольшой отрыв консерваторов Дэвида Кэмерона от лейбористов Дэвида Милибэнда, но необходимого для бескоалиционного правительства большинства нет ни у кого. Хотя тори, скорее всего, получат больше мест в парламенте, чем лейбористы, так как им будет значительно сложнее собрать коалицию.
Из сравнительно крупных игроков, которым может хватить кресел для образования коалиции с Кэмероном, есть шотландские националисты из SNP и либерал-демократы Ника Клегга. Шотландцы, однако, категорически отвергли любой союз с правящей партией, которую они винят в провале прошлогоднего референдума о независимости Шотландии.
Либерал-демократы, в свою очередь, готовы на переговоры о коалиции с любой из ведущих партий, однако даже по лучшим прогнозам Кэмерону и Клеггу не удастся занять 325 кресел, необходимые для большинства. Тогда консерваторам потребуется поддержка нескольких малых партий, а большинство из них склоняются в сторону коалиции с лейбористами Милибэнда.
Накануне выборов обе ведущие партии отказывались говорить о возможности коалиции, вопреки опросам, планируя получить абсолютное большинство. Но они, видимо, просто храбрятся.
Одно из последствий ситуации политической ничьи — рост влияния малых партий, ведь именно от их выбора будет зависеть, кто станет новым британским лидером. Но в любом случае это будет либо консерватор Кэмерон, либо лейборист Милибэнд.
К сегодняшнему курсу России оба политика относятся негативно, но больше возможностей для контакта будет с Милибэндом, говорит гендиректор исследовательской компании Europe insight Андрей Куликов.
Андрей Куликовгендиректор Europe insight«Как показывают манифесты, опубликованные обеими партиями, они придерживаются своеобразного внешнеполитического консенсуса относительно отношений с Россией. Обе назвали Россию агрессивной и поставили ее в один ряд с такими угрозами как исламский экстремизм и неопределенность в еврозоне, то есть вот в такой компании оказались. При этом консерваторы показывают, что все события, связанные с Украиной, остаются для них принципиальными, и они намерены в дальнейшем следовать тем заявлениям и шагам, которые были сделаны ранее. В свою очередь лейбористы, несмотря на то, что использовали точно такой же эпитет, они более осторожны в своих оценках, и по большому счету можно говорить об эффекте новой партии. То есть лейбористы, придя к власти, наверняка запустят перезагрузку по разным направлениям, и в том числе можно рассчитывать, что такого рода перезагрузка произойдет и в отношениях с Россией».
Еще один важнейший момент — обещание Кэмерона провести референдум о выходе из ЕС в случае победы на выборах, которое может сыграть решающую роль в судьбе Евросоюза.
Окончательные результаты завтрашних выборов ожидаются в пятницу, 8 мая, после чего начнутся интенсивные переговоры о коалиции, на которых малые партии будут пытаться выторговать себе наилучшие условия.
Ограничений по длительности переговорного процесса в Британии нет, а руководить страной в это время будет нынешнее правительство консерваторов.