Тереза Мавика, директор фонда V-A-C «Виктория — Искусство Быть Современным», рассказывала мне между делом, как она познакомилась с Леонидом Михельсоном, главой НОВАТЭК. Это было в Венеции на биеннале в 2009 году. Она помогла ему и его семье пройти на выставку, и они провели прекрасный день. А потом была вечеринка русского павильона. Там все и началось.

«Вечером уже мы перешли на вечеринку русского павильона, и там просто мы сидели за одним столом. Леонид искал человека, который мог бы заниматься его коллекцией. Я ему говорю, что я не могу это делать, потому что мне совсем не нравится то, что вы коллекционируете. Он коллекционировал то, что и все остальные богатые русские ребята начали коллекционировать, наверное, в 90-х, и на них, как волки, бросались аукционные дома, которые начинали развивать какой-то внутренний рынок, лейбл «русский импрессионизм». Я ему это так и сказала. Я говорю, в книгах об истории искусства, которые я читала, нет такого раздела — «Русский импрессионизм». Импрессионизм был французский, а русский импрессионизм — это немножко вторично. Человек, как вы, является одним из тех людей, которые номер один. Эти номера один должны коллекционировать номер один. И я ему сказала, что, по-моему, коллекционировать — это социальная ответственность. Коллекционировать для того, чтобы закрыть это у себя в каком-то замке, не имеет никакого значения. Ты лишаешь других возможности увидеть это. Я помню, как сейчас, во время этого разговора у него мгновенно изменилось отношение к этому, когда я ему говорила именно про социальную ответственность, которая должна быть у коллекционера, потому что коллекционер — это такое слово, которое в нашем контексте как-то не очень подходит. Здесь нам нужны меценаты, нам нужны люди, которые готовы с этим что-то делать».