Авторы фильма «Семья» из «Открытой России» не приняли обвинения в плагиате и безразличии к чеченским правозащитникам и спикерам. Они ответили на критику журналистки «Новой газеты» Елены Милашиной: все герои давали интервью бесплатно, заимствованы были всего 2 минуты видео и случайно, а бюджет фильма составляет 60 тысяч.

На претензии, в частности, ответил Михаил Ходорковский: «Никаких денег за участие никому не предлагал и не обещал. Фильм не коммерческий. На будущее: с теми, кто считает, что сможет отсидеться в стороне или, что риски в борьбе за человеческое достоинство должны оплачиваться, мне не по пути». А еще один соавтор фильма политолог Станислав Белковский назвал претензии Милашиной клеветой и предложил ей разобраться в суде.

Ранее в Facebook Милашина написала, что в фильме «Семья» использованы кадры французской документальной ленты о Чечне. Сам же выход фильма, по ее словам, подставил семьи героев и спровоцировал нападения на офисы «Комитета против пыток» в Грозном. Слова Милашиной, которая уже несколько лет работает в Чечне и сама подвергалась угрозам со стороны местных властей, вызвали большой резонанс.

«Создатели фильма прислали в Чечню бывших журналистов «Дождя». Они провели в республике четыре дня и подставили всех, кто помогал им. За работу при этом не заплатили ни копейки. Мерзко, что использовали при этом кадры прекрасного фильма Manon Loizeau «Чечня. Война без следа». Это факт, что фильм Ходорковского наполовину состоит из чужих кадров. Вдвойне мерзко, что кадры из фильма Манон были сворованы. Сотрудники Ходорковского сваливают свое жульничество на монтажера и отказываются оплатить чужой видеоконтент. Говорят, что «денег нет».

Поражает отношение к героям фильма у его создателей, далеких от Чечни в географическом плане и гораздо более защищенных (что бы они там ни говорили об угрозах в свой адрес). Когда у жителей Чечни возникли проблемы с местной властью после показа фильма, авторы использовали это как информационный повод для раскрутки фильма. Хотя люди просили защиты, а не пиара. Люди были против огласки последовавшей после фильма реакции властей, так как последствия огласки могли быть еще хуже. Авторы фильма сделали вид, что «не поняли». Последствия были. И не исключено, что еще будут».

Кроме того, журналистка обвинила авторов в том, что фильм «состряпан в лучших традициях «Анатомии протеста» и является «агиткой против Кадырова». Это единственное обвинение, которое может быть принято из всех перечисленных, заявил соавтор фильма «Семья», журналист «Открытой России» Ренат Давлетгильдеев.

Ренат Давлетгильдеевжурналист «Открытой России»«Это не документальный фильм, это не журналистское расследование — это, скорее, агитационный ролик. Главная наша мишень — это лично Кадыров и его окружение. Тот же журналист, который в целом придерживается тех же самых позиций, что и мы, начинает атаковать своих же, как раз удар из собственного лагеря — он более болезненный. К таким вот публичным, достаточно грубым, лживым обвинениям от «своих», легко относиться не получается. Звучат обвинения: вы якобы подставили людей, которые были вашими героями. Вот тут я вообще не понимаю, как мы их могли подставить. Ничего из информации, которую мы узнавали, публично мы не обнародовали. Когда человек сам соглашается на интервью, странно, каким образом мы могли его подставить. У нас нет в фильме каких-то героев, которые до этого не давали интервью. Это все люди, о которых много писали в газетах, в том числе, видимо, за счет того, что работа получила такой большой резонанс может быть именно по этому».

Соавтор «Семьи» признал и обвинения в заимствовании кадров из французского фильма Манон «Чечня. Война без следа». Правда, заимствованы были всего 2 с лишним минуты видео, а не половина фильма, как пишет Милашина, говорит Давлетгильдеев. По его словам, авторы «Семьи» изначально думали, что используют случайные кадры из YouTube. Когда обнаружили, что это известная документальная лента, сами связались с правообладателями и как раз сейчас находятся в процессе урегулирования вопроса, сказал Давлетгильдеев в интервью Business FM.